Нина Пахтина
Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность включения проектной деятельности
в образовательный процесс ДОУ
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, в требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы заложены ориентиры на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности.
Публикация «Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Так, в программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, проектная деятельность как самостоятельный вид деятельности включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а её элементы, такие как продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов и т. д., включены в программные задачи и для детей младшего возраста.
Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности педагогу помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления детей.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только повышения уровня усвоения программного материала, но и изменению определенных качеств ребенка, способствующих развитию коммуникативных и рефлексивных навыков.
Представляем педагогический проект «Вода вокруг нас», где систематизирован и структурирован материал по использованию метода проектов детей дошкольного возраста. На примере реализации проекта показаны пути решения поставленных в образовательных программах задач по формированию у детей экологической культуры и познавательной активности.
Почему мы выбрали данную тему? Да потому, что первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков.
Проект приурочен к Всемирному дню воды- 22 марта.
Цель проекта:
расширять представление детей об окружающем мире, развивать творческое познавательное мышление.
Задачи:
- формировать экологическую культуру и познавательную деятельность;
- развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей;
- развивать навыки моделирования и экспериментирования;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильное поведение в природе;
- уметь обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности;
-развивать детско-родительские отношения опытом совместной творческой и исследовательской деятельности.
Вид: исследовательско- творческий (коллективный, индивидуальный, ситуативный)
Длительность: краткосрочный (1.5 – 2 месяца)
Участники проекта: дети средней группы и их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Проектные идеи:
- в основе проекта интеграция экологического воспитания и изодеятельности;
- конечным продуктом проекта является книга, демонстрирующая все виды деятельности детей при решении каждой экологической проблемы (промежуточным результатом может быть выставка коллективных, семейных и индивидуальных творческих работ, показ инсценировки);
- оформленная книга может использоваться педагогами как методический материал для работы с детьми среднего возраста.
Ожидаемый результат: формирование знаний, навыков художественно-творческой и познавательной деятельности, повышение уровня усвоения программного материала.
Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ творчества детей.
Перспектива: расширение проекта с усложнением исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах.
Формы реализации проекта:
- непосредственная образовательная деятельность,
- беседы,
- оснащение предметно - пространственной среды,
- работа с родителями,
- презентация проекта,
- экспериментальная деятельность,
- наблюдения, экскурсии,
- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов,
- организация игровой деятельности,
- трудовые поручения.
Продукт проектной деятельности:
- создание книги,
- выставка детских работ по изобразительной деятельности,
- подготовка и проведение итогового мероприятия «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» (досуг).
Содержание работы над проектом по этапам:
1-й этап – организационный.
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, оценка уровня знаний детей по тематике проекта, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2-й этап – продуктивный.
Формирование проблемы, совместное планирование и обсуждение предстоящей коллективной и индивидуальной деятельности, поэтапное решение проблемы.
3-й этап – презентативный.
Подготовка и представление результатов деятельности.
4-й этап- итоговый.
Совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Планирование и организация деятельности:
1 Организационный
- Составление плана работы по реализации проекта «Вода вокруг нас»
- Оценка уровня знаний детей по тематике проекта
- Подбор методической литературы.
- Организация предметно-развивающей среды: материалы для исследовательской деятельности и игр с водой, художественная литература, аудио и видео записи, иллюстрации.
- «Круглый стол» с участием детей и родителей. Тема: «Цели и задачи проекта».
- Акция «Подари книгу о природе детскому саду».
2 Продуктивный:
- Вхождение в проблему: знакомство детей с основными понятиями.
- Беседа «Где встречается вода?» (Какая она- вода)
- Рассматривание иллюстраций (реки, моря, озёра, вода в жизни животных, растений, людей, энциклопедий.
- Наблюдения: снегом, снегопадом, дождем, лужами, таянием снега; целевые прогулки на водоём (зимой и весной).
- Чтение художественной литературы: потешки «Водичка, водичка», «Чисто умываемся», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Фетисова «Речка зимой» и отрывки из других книг; просмотр мультфильмов «Капитошка», серии из мультфильмов «Лунтик», «Смешарики» и др., познавательного видео о водоёмах.
- Исследовательская деятельность: коллективный проект «Где живёт капелька», индивидуальные проекты о свойствах воды (темы: «Вода- это жидкось?», «Какого цвета вода?», «Имеет ли вода вкус?», «Почему вода прозрачная?», «Какой формы вода?».
- Игровая деятельность: игры в центре «Песок-вода», настольно-печатные игры «Огонь, вода, свет», Шиворот навыворот», «Вокруг света», «Самая заботливая» и др., пазлы, домино, мозаики, сюжетно-ролевые игры «Готовим обед», «Мы-моряки» и т. д.
- Коммуникативная деятельность: беседы «Кому нужна вода?», «Морское путешествие», игра-драматизация по сказке К. Ушинского «Спор воды с огнём».
- Художественное творчество: рассматривание репродукций картин по теме, рисование «Заснеженная улица», «Дождик, дождик: кап, кап, кап», «Подводный мир», аппликация «Плывёт, плывёт кораблик»,рисование цветной водой на снегу, раскрашивание в книжках-раскрасках.
- Физическая культура: подвижные игры «Море волнуется», «Через ручеёк», «Караси и щука», «Лягушата», эстафеты «Пронеси воду в ложке», «Не разлей».
- Трудовая деятельность: наблюдение за трудом взрослых (мытьё посуды, пола, стирка белья, приготовление еды); совместный труд, поручения (мытьё игрушек, стирка кукольного белья, уход за комнатными растениями, труд на участке детского сада.
- Безопасность: игровые ситуации на тему «Поведение людей около водоёмов».
- Здоровье: ситуативный проект «Надо, надо умываться»; оздоровительная гимнастика «Топчемся в тазу».
- Музыкальная деятельность: слушание песен в записи и пение «Веснянка», «Водичка, водичка», хороводная игра «Ходят капельки по кругу».
- Заключительная беседа «Если б не было воды».
3. Презентативный:
- Презентация индивидуальных проектов о свойствах воды.
- Выставка детских и семейных рисунков.
- Организация досуга «Экологическая сказка про маленькую капельку».
4. Итоговый:
- Оформление выставки индивидуальных проектов.
- Создание книги «Вода вокруг нас»
- Обсуждение результатов проекта, постановка новой проблемы.
Выводы:
- были созданы необходимые условия для организации деятельности по экологическому воспитанию;
- у дошкольников сформировалось бережное отношение к природе, экологически правильное отношение к ней, обогатился опыт мыслительно – поисковой деятельности, усовершенствовались навыки экспериментирования и исследования, появилось желание отобразить свои впечатления в творческой деятельности;
- родители включились в организацию образовательной работы с детьми.