Калашникова Анастасия Сергеевна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование образовательной среды для развития представления
детей об окружающей природной среде осенью.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
2. Развивать познавательный интерес ко всему живому, любознательность, желание получать новые знания.
3. Установить причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе осенью.
4. Развивать наблюдательность и познавательную активность, стремление изучать родную природу.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Воспитывать эмоциональное отношение к животным, любовь к природе, желание оберегать и охранять её.
6. Развивать речевое творчество, стремление к самостоятельному экспериментированию.
7. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября; календари погоды; цветок годовик; рабочие тетради «Здравствуй мир»; изображения настроения по окончанию занятия.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Методы: наглядные, словесные, игровые, поисково-исследовательские, практические.
Планируемые результаты образовательной деятельности:
• Проявление инициативы и самостоятельности в играх, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
• Проявление у детей желания общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• Появление понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанные на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Использование монологической и диалогической речи для выражения своих мыслей, эмоций, отношения к природе.
• Желание получать большую информацию из книг по данной теме.
• Проявление умения в творческом самовыражении
Ход занятия:
Настрой на занятие : Ребята, я приглашаю вас встать в круг и поздороваться друг с другом и пожелать хорошего настроения: (В кругу, участники занятия приветствуют друг друга; Хлопком о ладошку соседа справа педагог произносит слова: «Доброе утро, (имя ребенка, хорошего настроения!» Таким образом, все участники занятия приветствуют друг друга). Настроение теперь у всех хорошее?
В последнее время мы с вами занимались подготовкой к путешествию. Мы побывали в библиотеке и запаслись интересными книгами в дорогу. Мы обошли врачей и удостоверились, что все здоровы. Теперь мы можем ехать. Но вот доктор Айболит почему то беспокоится. Ведь Айболит врач особенный.
Кого он лечит?
А вы знаете как называются такие врачи? (Ветеринары)
Как вы думаете где они работают?
Значит Айболит беспокоится о зверях. Ведь он вместе с нами собирается надолго уехать и хочет проверить, все ли звери наших лесов здоровы и все ли к зиме подготовились. Для этого надо отправится в лес.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)
Сегодня мы с вами поговорим об осени
- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки.) Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?
(Затруднение)
- Есть ранняя осень, есть поздняя. Как по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком – поздняя? Почему именно так назвали эти состояния природы?
- Что бывает ранней осенью?
- Чем отличается поздняя осень?
- Сколько осенних месяцев? Их три: сентябрь, октябрь, ноябрь,.
Сентябрь
Его в народе называют хмурень.
- Как вы думаете, почему?
За ветры прозвали сентябрь ревуном.
- Почему?
А ещё зовут его златоцветом, листопадником.
- За что, как вы думаете?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.
- Назвали бы мы сентябрь хмуренем, ревуном? Почему? Объясните.
- Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.
Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.
- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)
Физкультминутка. «Птицы»
Осень ходит по дорожке (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Промочила в лужах ножки. (Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.)
Льют дожди, и нет просвета, (Поднять руки, делая взмахи кистями.)
Затерялось где-то лето (Смотрят по сторонам в «бинокль»)
Птички летали, крыльями махали. (Дети бегут друг за другом по кругу, размахивая руками.)
На деревья сели, вместе отдыхали. (Садятся на корточки, соединяя руки за спиной.)
Октябрь
Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.
- Как вы думаете, почему?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.
- Назвами бы мы октябрь мокрохвостом, ветродуем, грязником?
- Почему? Объясните.
- Почему это время года ещё называют золотая осень?
Задание «Заполните календарь природы…»
- Мы с вами уже научились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 –понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы – её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота – самым солнечным. Больше всего осадков выпало в среду и четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.
Ноябрь
До ноября ещё далеко.
- Но как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?
Давайте попробуем заранее отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним её с той, что будет на самом деле.
Ноябрь называют полузимником.
- Почему?
В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».
- Как вы полагаете, почему?
Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.
В это время от нас улетают водоплавающие птицы.
- Какие? (Утки, гуси, лебеди)
- Почему они улетают?
Но и к нам летят птицы.
- Кто знает, какие? (снегири, синицы)
В середине ноября отмечают праздник – «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.
Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.
А где же наш Айболит? он под цветком сидит, цветок не простой, цветок годовой. Каждый лепесток обозначает один из месяцев в году. Посмотрите белые лепестки – это зимние месяцы, зелёные – весенние месяцы, красные – летние месяцы. Каких лепестков не хватает? (Осени) Как вы думаете осень какого цвета? (Наклеили лепестки)
Конец занятия. Рефлексия.
Что нового узнали? Чему новому научились? Что было сложно? Как полученные знания можно применить в жизни? Что было легко? Что у вас получилось?
«Погода настроения».
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
• солнышко;
• солнышко с тучкой;
• тучку;
• тучку с дождиком;
• тучку с молнией