Жукова Светлана
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «День птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
Тема: Всемирный день птиц
Цель: систематизация знаний детей о птицах посредством игровой технологии
Задачи:
образовательные: познакомить с интересными фактами из жизни перелетных птиц; с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели», закрепить знания детей стихов, пословиц, примет, загадок о птицах;
Темочки:
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Конспекты занятий к 1 апреля
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
развивающие: развивать внимание, память, мышление, посредством игровой технологии, обогащать словарь детей
воспитательные: побуждать у детей бережное, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: беседа о птицах, чтение книг, рассматривание иллюстраций и альбомов о птицах, заучивание стихов, пословиц, примет о птицах, загадывание и отгадывание загадок.
Словарная работа: орнитолог, грачевник
Оборудование: презентация, иллюстрации с птицами, картинки-знаки бережного отношения к птицам, атрибуты к подвижной игре: 4 разноцветных обруча, 4 колокольчика, «Оценочный лист» - 4шт., птички-жетоны, 4 колокольчика, корзина с булочками-жаворонками
Ход занятия
1. Орг. момент.
1)Актуализация. Мотивация
Воспитатель: Выходи скорей дружок и вставай со мной в кружок.
За руки возьмемся, друг другу улыбнемся.
- Ребята, как вы думаете, весна наступила уже в природе нашем крае?
Дети: Наступила
В. - Тогда назовите признаки весны.
Дети: Тает снег, бегут ручьи, капель, прилетают птицы из теплых стран…
В. - Послушайте загадку, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
Рук нет, а строить умеет. (Птица)
2)Сообщение темы
В. - Правильно. Сегодня наше занятие посвящено птицам. Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали так же как птицы подняться в воздух. Эта мечта осуществилась. Люди изобрели самолёты и покорили небесные просторы.
А ещё в народе сильных и смелых людей принято называть соколами, орлами;
А тех, кого любят, зовут ласково: журавушка, лебёдушка, голубка;
детей - нежно называют чижиками, воробушками, а задиристых и драчливых-петушками.
- Какие 2 группы птиц мы знаем?
Д: Перелетные и зимующие
В: - Сегодня мы с вами будем говорить о перелетных птицах нашего края. Разве можем мы себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц. Уже больше сотни лет орнитологи всего мира отмечают 1 апреля как Международный день птиц.
- Кто такой орнитолог? (человек, который изучает жизнь птиц)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (1 апреля Слайд)
- Давайте и мы сегодня отдадим птицам дань любви и уважения. А проведем наше занятие в форме интеллектуальной игры «Кто? Где? Когда?»
2. Основная часть
В. - Правила игры: в игре будут участвовать 4 команды по 4 чел. Команда, которая быстрее придумает ответ, звонит в колокольчик и отвечает. Если ответ неверный, может ответить другая команда, предварительно позвонив в колокольчик. За правильный ответ команда получает птичку и приклеивает её на оценочный лист.
Давайте повторим правила работы в команде:
• Распределить обязанности (кто будет звонить в колокольчик, кто будет наклеивать птичку, кто будет отвечать за команду и назначать спикера, т. е. того, кто будет давать ответ от команды)
• Работать дружно
• Говорить спокойно
• Пока один говорит – остальные слушают
- Распределите обязанности. (Дети распределяют обязанности)
В. - Следить за нашей игрой будет строгое, но справедливое жюри и мудрая птица. Что это за птица? (СОВА - у древних греков является символом мудрости.)
Итак, начинаем нашу интеллектуальную игру «Кто? Где? Когда?»
1. Задание. БЛИЦ – ответ (значит быстрый ответ)
- Нужно отгадать загадки о птицах. На столе у каждой команды лежат разные картинки с изображением птиц. Правило такое: ответ на загадку показывает и даёт та команда, у которой есть картинка с ответом. Колокольчиком в этом задании НЕ пользуемся.
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)
(команда поднимает фото грача)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Грач. Слайд)
- Что вы знаете о грачах?
Грачи – перелетные птицы, возвращаются с зимовки первыми, едва начинает таять снег. Крики грачей напоминают звуки «Гра-гра». Именно за это мы называем их грачами.
Вернувшись, грачи осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве. Место, где много грачиных гнёзд, называется ГРАЧЕВНИК. Давайте повторим и запомним это слово.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Грачи. Слайд)
Свои грачевники они устраивают в парках, в рощах, скверах.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Любимой игрой грачей считаются догонялки. Они бегают или летают друг за другом, мило переговариваясь. Передают поочерёдно предметы, будь то палочка или кусок пластмассы. Когда на улице тепло, птицы раскачиваются на ветвях, как на качелях.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению, других птиц, голосам некоторых зверей. Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, и даже полевых мышей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (картина - Саврасов. Грачи прилетели. Слайд)
Эти птицы достаточно распространены на территории нашей страны, и настолько популярны, что в свое время известный русский художник Алексей Саврасов написал картину, в которой изобразил этих птиц и не забыл упомянуть их в названии — «Грачи прилетели».
- Следующая загадка: На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его…
(Скворец)
(команда поднимает фото скворца)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Скворец. Слайд)
- Что вы знаете о скворцах?
Скворцы – перелётные птицы, всегда считались первыми вестниками весны. Первыми прилетают самцы. Они ищут место для гнезда и начинают его обустройство. Потом прилетают самочки и заканчивают строительство гнезда. Скворцы очень красивы. У них необычно-яркое оперение.
Пение скворцов ничем не примечательно, но их способность подражать голосам других птиц просто поражает. Скворец может даже говорить по-человечески, если постоянно слышит разговоры.
Скворцы часто селятся рядом с людьми. Такое соседство служит самой лучшей защитой от хищников.
Нередко можно видеть скворцов сидящими на крупных животных вроде коров или лошадей. Птицы собирают на них паразитов для своих птенцов. Это настоящая дружба птиц и зверей.
Скворцы поедают насекомых. Этим самым тоже помогают людям спасти урожай от вредителей.
- Загадка следующая: Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (Жаворонок)
(команда поднимает фото жаворонка)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Жаворонок. Слайд)
- Что вы знаете о жаворонках?
Жаворонок – перелётная птица. Жаворонки прилетают, когда снег только начинает сходить. Эта птичка известна благодаря своему незабываемому пению. С раннего утра можно слышать, как жаворонок, начинает «концерт». За красивым голосом жаворонка кроется невзрачная внешность. По окраске они напоминают воробьёв.
Свои гнездовья жаворонки устраивают не на деревьях, а прямо на земле в полях, в лугах, на опушках. На направленном назад пальце длинный коготь. Из-за него жаворонок не может сесть на ветку. Зато он неплохо передвигается по земле, отыскивая семена и насекомых. Поедая насекомых-вредителей, жаворонки защищают посевы от вредителей и сорной травы.
Эти пернатые – настоящие мастера маскировки. Они так маскируют гнездо, что его очень сложно заметить в траве.
Хвост и крылья этой птички устроены так, что она может выполнять в воздухе любые манёвры. Ни один пернатый хищник не сравнится с ней в мастерстве полёта.
Если жаворонку не удается улететь от хищника, он камнем падает на землю. Так у него появляется шанс скрыться в траве, где его точно никто не найдет.
У этих птиц множество природных врагов. На них охотятся все воздушные хищники. Но им сложно поймать такого хорошего летуна, ещё сложнее отыскать его в траве. На земле эти птички в безопасности от хищных птиц, но здесь у них другие враги: змеи, крысы, хорьки, ласки и даже волки могут охотиться на этих птиц.
В. - Продолжаем отгадывать загадки.
У морей, озёр и рек часто видит человек –
Стаи смелых птиц летают, рыбу на лету хватают.
На воде они хозяйки. А зовутся птицы… (чайки)
(команда поднимает фото чайки)
Она летом мошек ловит, Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко, Значит дождик далеко,
Если же летает низко, Это значит дождик близко (ласточка)
(команда поднимает фото ласточки)
Длинноклюва, длиннонога, ест лягушек очень много!
Кто шагает по реке по воде невдалеке? (цапля)
(команда поднимает фото цапли)
Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка - … (трясогузка)
(команда поднимает фото трясогузки)
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей)
(команда поднимает фото соловья)
(Команды отвечают, получают отметку-совушку)
2. Приметы
- С давних времен русский народ, наблюдая за птицами, за их поведением, составил много разных пословиц и примет. Назовите приметы, связанные с птицами. Не забываем звонить в колокольчик.
1. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
2. Прилетела трясогузка, через 12 дней начнется ледоход.
3. Ласточки летают низко над землёй – будет дождь.
4. Синицы громко свистят и воробьи нахохлились – быть морозу.
(Команды отвечают, получают отметку-совушку)
3. Пословицы
Грач на горе – весна на дворе.
Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
Увидал скворца – знай, весна у крыльца.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
(Команды отвечают, получают отметку-совушку)
ФИЗМИНУТКА - Игра «Летят, летят»
- Ребята, давайте немножко поиграем, вставайте. Я начинаю, а вы заканчиваете словами: – Летят, летят! И машете руками, показывая, как летят птицы. Только будьте внимательнее!
Скворцы летят, (вороны, котята, жуки, черепахи, жаворонки, грачи)
На всю Русь кричат:
– Это мы! Это мы!
Возвращаемся в домы!
Дети: Летят, летят! (машут руками, показывая, как летят птицы)
4. Д/игра «Четвёртый лишний»
- Внимание! Следующее задание на экране!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Д/игра «Четвёртый лишний». Слайд)
- Задание называется «Четвёртый лишний».
Смотрим на экран, рассматриваем птиц, а потом звоним в колокольчик и отвечаем, какая птица лишняя и почему?
Сорока, воробей, ласточка, дятел
Грач, скворец, утка, синица
Голубь, жаворонок, воробей, синица
Чайка, лебедь, курица, трясогузка
(Команды объясняют, получают отметку-совушку)
-Молодцы, все справились с этим заданием.
5. «Герой на игре»
- А сейчас загадаю вам еще одну загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. Кто это?
Звучит стрекотание сороки (фонограмма). Появляется Сорока.
Сорока. Я прилетела к вам
Сквозь чащи лесные назло ветрам.
Хорошую весть я вам всем принесла;
Зимы уже нет! Пришла Весна!
Вы меня узнали ребятишки?
Я не просто к вам пришла.
Я вам знаки принесла.
( 4 знака: НЕ надо разорять птичьи гнёзда, НЕ брать птенцов в руки,
НЕ стрелять в птиц из рогаток, НЕ ловить птиц)
- Задание от сороки. Объяснить значение этих знаков. Не забываем предварительно позвонить в колокольчик.
(Команды объясняют, получают отметку-совушку)
Сорока. Нас ребята, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Надо птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Птичьих гнезд не разорять.
И птенцов домой не брать.
Из рогаток не стрелять,
Бедных птиц не убивать.
В. - Птицы – живые существа, как и мы. Но они меньше нас и не могут себя защитить, поэтому мы должны их не обижать, а помогать.
Как зимой можем помочь птицам?
Д. - Развешивать кормушки и подкармливать
В, - А весной?
Д. - Строить скворечники-домики для птиц, в которые они будут откладывать яйца и высиживать своих птенцов
Ребенок: Мы ребята-дошколята,
Приглашаем всех пернатых.
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень, очень.
Сорока. Надо мне поторопиться,
Новостями поделиться.
(Сорока улетает.)
Физминутка - «Займи своё гнездышко» (4 обруча разного цвета)
В. - А я снова предлагаю поиграть в подвижную игру. Называется она «Займи своё гнездышко». Каждая команда занимает своё гнёздышко-обруч. Пока звучит музыка, птички летают, как только музыка заканчивается, птички должны занять своё гнездо.
(Воспитатель в промежутках меняет расположение обручей.)
6. Чёрный ящик
В. - Следующее задание – «Чёрный ящик». Отгадайте загадку и вы узнаете, что в нём находится.
Между веток новый дом, нету двери в доме том,
Только круглое окошко, не пролезет даже кошка. (Скворечник)
В. - А вот и скворечник. Ребята, как вы думаете, удобно птичкам будет в таких домиках?
- Предлагаю провести акцию по изготовлению птичьих домиков-скворечников. Вместе с родителями нужно изготовить скворечник, развесить. Сделать фото. У нас получится фотоотчёт …Так мы поможем птицам со строительством крепких домиков.
3. Итог НОД
В. - Вот и подошла к концу наша игра. Кому она была посвящена? (птицам)
- Почему люди птиц называют пернатыми друзьями? (Тело покрыто перьями и они уничтожают вредителей)
- Какую пользу приносят птицы людям? (Поедают насекомых-вредителей урожаев, радуют своим пением, привлекают причудливым оперением, движениями, полетом, и, конечно, загадочным образом жизни)
- Каких перелётных птиц вы знаете? (грач, скворец, жаворонок, трясогузка, соловей, кукушка, утка, гусь, лебедь, чайка, ласточка)
- Какие птицы зимуют у нас и не улетают? (воробей, синица, сорока, ворона, галка, голубь, дятел, сова)
- Кто такой орнитолог? (человек, который изучает жизнь птиц)
- Что такое грачевник? (место скопления гнёзд грачей)
- Какое задание надо выполнить вместе с родителями?
Д. - Сделать скворечник, повесить его и сделать фото
В. - Пора подвести итоги. Команды, покажите свои результаты. (Поднимают оценочный лист)
4. Рефлексия
- Какие все молодцы. Кому понравилось наше занятие, поднимите руку.
- А мне понравилось, как вы дружно работали в своей группе и правильно отвечали. За это вас всех ждёт сюрприз. С давних времен на Руси в первые дни наступления весны хозяйки пекли булочки – жаворонки. Вот это и есть сюрприз для вас. (Ведущая угощает всех булочками-жаворонками.)