Верендякина Ольга Анатольевна
Конспект занятия по окружающему миру «Зимние явления в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Зимние явления в природе»
Цель: расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающая: закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Зимние явления в природе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающая: развивать познавательную активность, творчество. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Материал и оборудование.
Тарелочки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, ёмкость с водой, соль, ложечка, поднос, бумажные шестигранники, карандаши и восковые мелки синего и голубого цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, какое сейчас время года? Какой месяц?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Натальи Фёдоровны Виноградовой «Зимние братья».
Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе» : «Зимние братья».
«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
Воспитатель: о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев?
Дети: январь, февраль.
Воспитатель: дети, а как называется первый зимний месяц?
Ответ: Декабрь. «Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Всё ниже солнце, все короче и темнее дни. Обычно в декабре мороз крепчает, начинаются обильные снегопады и дует сильный ветер. Покрываются льдом не только лужи, мороз сковывает целые реки льдом. Ночь становится очень длинной, а день коротким.
Ответ: Январь. «Январь — году начало, зиме серединка». Январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц. Говорят: «Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки. Все растения и деревья в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно, а до весны еще далеко.
Ответ: Февраль. Февраль – самый последний месяц зимы. Он же является самым коротким в году. В нем всего 28 дней. А раз в четыре года бывает 29 дней. В феврале по-прежнему завывает ветер и метёт метель. А в безветрие все засыпано инеем. Лютые морозы бывают только ночью, а днем все больше светит солнце. День увеличивается.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Снег
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Воспитатель: Какие зимние явления природы вы знаете?
Ответы детей (снегопад, метель, иней, изморозь).
Воспитатель показывает картинки
Воспитатель: изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся различными цветами.
Дидактическая игра «Придумай слово»
Воспитатель: дети, давайте поиграем в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Воспитатель: зима (какая)
Дети: снежная, морозная, холодная
Воспитатель: снежинка (какая)
Дети: красивая, легкая, пушистая
Воспитатель: снегопад (какой)
Дети: сильный, красивый, легкий
Воспитатель: метель (какая)
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
Воспитатель: иней (какой)
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
Воспитатель: дети, а сейчас мы пройдём в нашу лабораторию.
Организуется экспериментирование.
Задание 1.
Воспитатель: дети, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).
Воспитатель: понаблюдайте, что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
Воспитатель: какая стала вода, после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).
Задание 2.
Воспитатель: дети, рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в ёмкость с водой. Что произойдёт с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.
Ответы детей: льдинки в воде растаяли, так как в группе тепло и температура воды выше, чем температура льда. Растаяла быстрее маленькая льдинка, так как её размер меньше, чем у большой льдинки.
Задание 3.
Воспитатель: рассмотрите кубики льда. Почему лёд имеет форму кубика?
Дети: лёд имеет форму кубика, потому что воду залили и заморозили в квадратной форме.
Воспитатель: дети, насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что произойдёт с кубиком, посыпанным солью, и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?
Дети: в ледяном кубике, посыпанным солью, будет отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется таким же.
Воспитатель: солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает.
Воспитатель: молодцы дети, вы были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания, а сейчас послушайте стихотворение Александра Бродского.
Невидимкой осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Воспитатель: о каком художнике говорится в стихотворении? Какие узоры рисует мороз на окне?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, я вам предлагаю нарисовать на шестигранниках снежинки. И мы создадим коллективное панно «С неба падают снежинки».
Зима.
Пальчиковая гимнастика
Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (Пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (Ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (Плавные движения ладонями)
Сугробы, (Кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (Ладони скользят по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (Ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (Ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. (Кулак, ребро, ладонь)
Воспитатель: дети, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового вы узнали? Чем понравилось заниматься? Вам было интересно? Какие зимние явления вы уже знали? О каких зимних явлениях вы узнали сегодня?