Анастасия Иванова
Конспект занятия по окружающему миру «На помощь Медведю» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1. Расширять и углублять знания и представления детей о лесной флоре и фауне ( животные: заяц, белка, ёж, лиса, волк, лось, медведь; растения: кора деревьев, грибы, ягоды);
2. Развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление, концентрацию и устойчивость внимания, связную монологическую речь, память, воображение;
3. Воспитывать гуманное отношение к представителям живого мира, желание помогать другим, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: пасека, санитар леса, улей.
Предварительная работа: просмотр мультипликационного фильма «Маша и Медведь», чтение и рассматривание книги «Энциклопедия для детей. Растения и животные» в переводе В. Свечникова.
Индивидуальная работа: с Алисой Л. по закреплению умения давать ответ полными развёрнутыми предложениями.
Материал и оборудование:
-демонстрационный: конверт с письмо; аудиозаписи звуков движущегося поезда, леса, рычание медведя; видео-файлы с фрагментами мультипликационных произведений из серии «Маша и Медведь»; дорожки разных цветов, следы животных; макет ежа; макет дерева; игрушка белки, лося, лисы, волка, зайца, медведицы, медведя; имитация водной глади; макет скорой помощи; ящики под ульи; макеты кустов/деревьев/травы для окружающей среды.
-раздаточный: предметы для дифференциации рациона ежа (яблоки, игрушка змеи, насекомых и т. д.); верёвки с нанизанными грибами; кусочки коры разного диаметра, корзина; тазы с водой, 2 удочки, пластиковые рыбы на магнитах; резервуар с лекарством; картинки с изображениями различных диких лесных ягод (малина, голубика, черника, волчья ягода, вороний глаз и т. д.); морковь в натуральном виде; мёд в сотах.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть:
В группу приходит письмо от Маши. Она приглашает детей к себе в гости.
—Как мы можем добраться до Маши? На чём? (ответы детей)
Отправляемся в путь на поезде. Включаю фоновое сопровождение «Звуки поезда». Предлагаю детям посмотреть в окна и рассказать, что они видят из окна поезда (лес, роща, поле и др.)
Маша встречает детей. Рассказывает, что хочет отправиться в лес, для того, чтобы навестить и вылечить медведя (социально-значимая мотивация). Но она не знает, как ему помочь.
—Может, вы знаете, что нужно делать? Выслушиваю все варианты.
—Ребята, у вас всех такие интересные и полезные идеи. Скорее отправимся в путь и поможем медведю.
II. Основная часть:
Отправляемся в лес. Перед детьми 3 дорожки разных цветов со следами животных (ёжа, волка, лисы)
Дети выбирают одну из дорожек. Первая дорога – ёж. По следам определяют, что эта дорожка ведёт к ежу. Пока идём к ежу, активируем знания о нём (внешний вид, где живёт) :
—Какой ёж? Какие у него лапы? Какая голова? Где живёт? (ответы детей)
Приход к ежу. Перед детьми стоит объёмный макет ежа с иголками для тактильного обследования. Объясняю детям:
—Раньше у всех ежей была мягкая шерсть, как у других животных. Но со временем она превратилась в острые твёрдые колючки. Это помогает ежу обороняться и защищаться от нападающих на него хищников.
Рассказываем ежу, что медведь заболел, и мы спешим ему на помощь :
—Ёж, можешь ли ты нам помочь?
От лица ежа: –Конечно, я смогу вам помочь, если вы поможете мне. Я нашёл много еды. Помогите мне отобрать то, что я люблю есть.
— Ребята, чем питается ёж? Дети по очереди дают ответ и выбирают предмет, нанизывая его на отдельную иголку. Расширяю представление детей о составе рациона питания ежа: насекомые, улитки, змеи.
Прошу детей назвать всё то, что они отобрали. Ёж благодарит детей за помощь :
От лица ежа: — Спасибо, что помогли мне разобрать продукты. Вот вам от меня яблоки, в них очень много витаминов. Они помогут Медведю быстрее выздороветь.
Спрашиваем ежа, как нам дальше дойти до Медведя.
От лица ежа: –Я очень маленький, мне в густой траве ничего не видно. Наверху, на дереве, живёт белка. Она вам и подскажет, как найти дорогу к домику Медведя.
Активизация имеющихся знаний у детей о белке : —Какого цвета шерсть? Какие у неё уши? Какой у неё хвост? Где она живёт? Каким образом белка забирается в своё дупло?
Рассказываем белке, что медведь заболел, но мы не можем найти дорогу к его дому:
—Белка, ты живёшь на самой верхушке дерева, тебе оттуда весь лес видно. Укажи нам дорогу к его дому.
От лица белки: – Конечно, ребята, не только помогу отыскать дорогу, но и дам вам гостинцы для Медведя. Вот они.
Достаю из дупла несколько верё вочек с нанизанными на них грибами:
—Ребята, все ли грибы можно есть? Грибы бывают съедобными и несъедобными. Нам нужно отобрать для нашего Медведя только съедобные грибы.
Делю детей на 4 подгруппы, каждая из которых разбирает свою нитку. По окончанию прошу каждую группу назвать, какие грибы они отнесли к съедобным, а какие к несъедобным.
—Какие грибы нам надо взять для Медведя? (ответы детей) Хорошо, давайте поблагодарим белку за грибы для Мишки. И попросим указать нам путь.
От лица белки: –Пожалуйста. Идите по этой дороге всё прямо и прямо, пока не встретите лисицу. Она укажет вам путь дальше.
Отправляемся к лисе. Вдруг видим вдалеке лося. Прошу детей описать его внешний вид, спрашиваю, где он живёт, предположить, где и как спит. Говорю детям:
—Лось живёт в лесу. Но отдельного жилища у него нет. Поэтому спит он, лёжа на земле, в глубине чащи.
Предлагаю 3 детям, составить описательный рассказ о лосе. Первый ребёнок описывает внешний вид, второй то, где лось живёт и как спит. Третьего ребёнка прошу рассказать, чем питается лось. Уточняю, что лось любит есть кору.
Подходим к лосю и рассказываем, что несём гостинцы Медведю, который болеет.
От лица лося: –Ребята, сколько у вас всего вкусного и полезного. С помощью этого Медведь очень быстро пойдёт на поправку. Но только как же вы донесёте столько всего в одних руках? Ведь путь ваш не близок.
— Что же нам делать? (ответы детей)
От лица лося: –Я гулял по лесу и нашёл корзину. Но она прохудилась. С помощью чего можно починить корзину? (ответы детей)
В лесу растёт много деревьев. На них находится кора. Мы, лоси, очень любим отрывать кору, и есть её. Этой корой можно залатать дыру в корзине.
Дети подходят к макету дерева, собирают с него кору. Наклеивают её на пустое место в корзине.
От лица лося: –Корзина готова!
Благодарим лося, складываем туда наши гостинцы и продолжаем наш путь.
Пока идём по дороге, замечаем имитацию озера с лисой рядом. Активизация имеющихся знаний у детей о лисице : внешний вид, где живёт, функции хвоста. Напоминаю детям, что все лисы очень хитрые и поэтому нам надо всем быть начеку.
Подходим к лисе и рассказываем, что идём навестить Медведя, который заболел. Просим её указать дорогу
От лица лисицы: –Конечно, ребята, я вам помогу, только если вы сначала поможете мне наловить рыбу.
Вношу тазы с водой. Делю детей на 2 команды и выдаю капитанам по одной удочке. Первый игрок по сигналу приступает к ловле рыбы. Как только он ловит 1 рыбу, откладывает её в корзину и передаёт удочку другому игроку позади него, а сам встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, капитан которой первым возвратится в начало колонны.
Наловленную рыбу приносим к лисице и просим отдать нам немного для больного Медведя.
От лица лисы: –Конечно, берите, только немного! Чтобы добраться до дома Медведя, идите по этой дороге, никуда не сворачивая. Счастливого пути! Да смотрите, не попадитесь в лапы к волкам!
Отправляемся. По пути вспоминаем слова лисы о том, что в лесу много волков. Говорю детям, что надо быть осторожными и предлагаю вспомнить, что мы знаем об этих животных: внешний вид, где живёт, что ест.
Подходим к месту, где стоит машина Скорой помощи и игрушка волка.
—Ребята, кто это на холме? Обманула и запутала нас хитрая лисица!
Включаю нарезку видео-фрагментов из мультфильма «Маша и Медведь», где появляются волки с машиной Скорой помощи.
—Почему волки живут в машине Скорой помощи? (ответы детей) Это не случайно, волком также называют санитарами леса. Они часто охотятся на тех животных и птиц, которые отстают от стаи из-за того, что являются больными и слабыми. Тем самым, не позволяя другим животным от них заразиться. Поэтому они держат лес в «чистоте».
Давайте обратимся к волку, может быть, он даст нам лекарство для Медведя.
Подходим к волку и рассказываем ему о том, что идём лечить медведя и просим, чтобы он помог нам с лекарствами.
От лица волка: – Сейчас посмотрю, может что-то у меня есть.
Достаёт из машины сироп, и отдаём его детям. Дети кладут сироп к остальным гостинцам.
—Спасибо за лекарство, но укажи нам, пожалуйста, дорогу к дому Медведя. Потому что хитрая лиса решила обмануть и запутать нас, поэтому указала неверную дорогу.
От лица волка: –Вам нужно идти вот по этой маленькой тропинке, которая выведет вас на основную дорогу. И по ней вы отправитесь дальше, пока она не приведёт вас прямо к калитке дома Медведя.
Выходим на большую дорогу, и на нашем пути появляются огромные кусты. Предлагаю детям обойти кусты, как вдруг слышится грозное рычание. Спрашиваю:
—Ребята, кто может так страшно рычать? (ответы детей)
Прошу детей описать внешний вид медведя, где он живёт, что ест. Рассказываю детям о том, что медведи также очень любят кислое. Поэтому очень часто находят в лесу огромные муравейники и забираются туда лапой, чтобы собрать на неё муравьёв и полакомиться ими. В муравьях содержится очень много полезного витамина C, который помогает бороться с болезнями. Видимо наш Мишка мало их ел, поэтому заболел.
Обходим кусты и видим перед собой игрушку медведицы с пустой корзиной.
—Медведица, почему у тебя пустая корзина?
От лица медведицы : –Я хожу по всему лесу в поисках малины, но вокруг столько ягод, что я не могу понять, какая из них мне нужна. Помогите мне собрать в мою корзину только ягоды спелой малины.
Говорю, что под кустами лежат картинки с изображениями различных ягод. Задача найти и положить в корзину к медведице только картинки с изображением малины.
Предлагаю детям приступить к сбору малины. Дети собирают картинки и кладут их в корзину. По окончанию выполнения прошу детей посмотреть, какие ягоды остались под кустами и назвать их. Спрашиваю детей, все ли ягоды из представленных можно употреблять в пищу? Если среди них есть ядовитые ягоды, то прошу детей назвать их и отложить в сторону.
— Медведица, мы спешим на помощь нашему другу Медведю, потому что он сильно заболел. Поделись с нами, пожалуйста, малиной, мы её принесём нашему Мишке.
От лица медведицы : –Конечно, берите сколько хотите и передавайте от меня привет. Пусть скорее поправляется!
Благодарим медведицу, забираем малину и направляемся к дому Медведя.
Подходим к калитке. Включаю видео-фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь», показывающий момент, как Маша стоит у калитки, а заяц пробирается на огород, чтобы забрать морковь.
—Кого мы сейчас видели на экране? (ответы детей) Какого цвета его шерсть? Где он живёт? Чем он питается? Рассказываю детям, что у зайцев большие мощные задние лапы. Ими он не только быстро и сильно отталкивается при беге, но и передаёт характерное постукивание, тем самым оповещая сородичей о приближении хищника или о любой другой грозящей опасности.
Подходим с детьми к грядке с морковью и ловим зайца.
—Как тебе не стыдно! Решил забрать всю морковь, пока Медведь болеет. Разве друзья так поступают!
От лица зайца: –Простите меня, пожалуйста. Мне очень стыдно. Я больше так никогда не буду. Я просто очень люблю морковь.
—Мы поделимся с тобой морковью, если ты поможешь нам собрать весь её урожай.
Дети вместе с зайцем собирают морковь в корзину.
От лица зайца: –Ребята, пока я собирал морковь, я увидел какие-то жужжащие ящики. Они меня напугали, и я хотел бы узнать, что это за странные ящики в огороде у Медведя.
Спрашиваю детей, на что это похоже. Просим зайца отвести нас к ним.
Подходим ближе и видим, что это ульи.
—Ребята, кто из вас знает, что это такое? Расскажите нашему зайцу, что это и для чего Медведь держит их в своём огороде.
Дети рассказывают зайцу, что это называется «ульями», это дома для пчёл, в ульях находятся соты и пчёлы делают в них мёд. Медведь держит свою пасеку, потому что очень сильно любит мёд.
От лица зайца: –Ребята, а ведь можно собрать для Мишки мёд, чтобы он поскорее выздоровел.
Благодарим зайца за помощь, берём с него слово, что больше таскать морковь без разрешения он не будет, отдаём ему часть урожая моркови и отпускаем домой.
Открываем крышку улья, достаём соты и вместе с большой корзиной гостинцев от всех зверей, входим в дом к Медведю.
III. Заключительная часть:
Находим Медведя, лежащего в своей кровати.
—Давай, давай лечиться! Разбираем корзину и решаем, что из всех продуктов можно приготовить для больного, попутно вспоминаем какой зверь нам что дал, их характерные особенности, о которых мы сегодня узнали (грибы и морковь-суп; малина-варенье; рыба-пожарить; яблоки-компот; мёд из сот перекладывается в баночку и подаётся с чаем, в который тоже можно добавить малину).
Делю детей на подгруппы и прошу каждого разобрать себе определённый продукт и из него приготовить блюдо.
По итогу, угощаем тем, что получилось Медведя.
От лица Медведя : –Спасибо вам большое за помощь, теперь я быстро пойду на поправку. А всё потому, что у меня такие верные и заботливые друзья, как вы, которые обязательно придут на помощь и ни за что не оставят одного в трудной ситуации.