Назарова Татьяна Валентиновна
«Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!» Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной категории.
Тема: "Перелетные птицы весной".
Цель: дополнить ЗУНы детей о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.
Задачи:
Образовательные:
1. повторить названия перелетных птиц города Ульяновска и области, их внешний вид;
2. совершенствовать знания по теме «Почему перелетные птицы улетают, а зимующие остаются»;
Публикация «„Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!“ Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. углубить и расширить понятие «юг», познакомить со странами на карте мира, куда улетают птицы;
4. дать понятие о «графике» прилета птиц зимой;
5. познакомить, почему поют птицы.
Развивающие:
1. развивать умение выделять группу водоплавающих птиц;
2. называть перелетных птиц леса и города;
3. расширять словарный запас, развивать связную речь по теме «Жизнь птиц весной»;
4. активизировать наблюдательность и внимательность во время просмотра тематического видеофильма;
Воспитательные:
1. закладывать основы экологического воспитания;
2. воспитывать чуткое отношение к пернатым друзьям.
Оборудование к занятию: карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», видеофильм «Перелетные птицы», детская карта мира, конверт, птичка Логушка – картинка, акварельные краски, кисточки №5 и №2, непроливайки, палитры.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание картин и иллюстраций.
Ход НОД.
1. Организация группы.
(Звучит аудиозапись пения птиц весной. Оживает Логушка – рисунок птички).
Логушка: Доброе утро, ребята! Как весело и задорно поют птички! Почему сейчас голосов больше, поют они звонче и громко?
Дети: Весна наступила, стало теплее. Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Перелетные птицы вернулись на Родину и начинают строить гнезда.
Логушка: А что это значит – перелетные? (Улетают осенью на юг). А почему они улетают? (Улетают насекомоядные, так как насекомые к зиме прячутся).
Логушка: Ой, а я ни одной птички вашего края не знаю…
Педагог: Ребята, давайте познакомим Логушку с птичками Ульяновской области. Я вам загадаю загадки про птиц.
1. Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
2. Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
3. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
4. Есть на дереве дворец,
Во дворце живет певец
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет. (Скворец)
Физкультминутка:
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей.
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта — зяблик.
Эта — стриж.
Эта — развесёлый чиж.
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички — по домам!
(Пока дети делают физминутку, появляется карта мира с прикрепленными перелетными птичками. Птички прикреплены на тех материках, куда они улетают).
Логушка: Вижу – вижу, вот перелетные птички!
Педагог: Верно! Они находятся пока там, куда улетели. Ребята, кто каких птичек узнал? (Дети подходят к картинкам и называют птиц, а педагог проговаривает страны).
Логушка: У меня конверт с птичками. А почему они не на карте? (Это зимующие птицы, они не улетают на юг).
Педагог: Ребята, а вы знаете – перелетные птицы возвращаются не все сразу, а в разные весенние периоды. (Составляется календарь прилета птиц).
Календарь прилета пернатых:
1)с 18 по 20 марта возвращаются грачи;
2)25 марта-6 апреля — прилетают скворцы;
3)1-10 апреля — в этот период прилетают зяблики, жаворонки, лебеди и дрозды;
4)11-20 апреля — в родные края возвращаются утки и гуси, журавли и чайки;
5)первая половина и середина мая — прилетают ласточки и соловьи;
Педагог: Ребята, а вы знаете, почему поют птицы? Полезно ли их пение для человека?
Пение птиц – способ общения. Все звуковые сигналы птиц можно разделить на позывки и песни. Первые – это короткие, односложные звуки. Это писк, трещание, шипение, чирикание и др. Вторые – уже более сложные по конструкции. К примеру, позывки могут являться сигналом тревоги. Они часто понимаются однозначно другими видами птиц или животными. Чаще всего птицы поют утром или вечером. Причин тут несколько. К примеру, в жаркую погоду, обычно в середине дня, активность звуков снижается. Стимулировать пение может слабый дождь, особенно после сильной жары. Настоящий птичий концерт можно услышать с 4ех и до 7ми часов утра. Пение птиц всегда привлекало людей. Это символ радости и пробуждения природы. «Концерт» крылатых друзей человека доставляет не только эстетическое удовольствие, но и успокаивает, помогая ощутить единение с миром природы. Поющая птица способна поднять настроение, избавить от переживаний и даже исцелить душу!
Логушка: Как много я сегодня узнала! Так не хочется расставаться с милыми подружками!
Педагог: Логушка, ребята могут тебе нарисовать рисунки и подарить на память.
Логушка: Спасибо! Я бы была очень вам благодарна!
(Дети по инсирукции педагога рисуют утренний пейзаж «На зорьке».
Педагог: Пришло время прощаться с Логушкой. Ребята, давайте еще раз напомним птичке, что вы сегодня узнали нового и оформим для нее выставку ваших рисунков. Пусть любуется!