Елена Платонова
Конспект занятия по окружающему миру «Куклы и игрушки мира»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №1310
Восточного Окружного Управления Образования
Департамента Образования города Москвы
Конспект НОД
Образовательная область «Окружающий мир»,
«Художественное развитие»
Тема: «Куклы и игрушки мира»
Средняя группа
Материал подготовлен
Воспитателем
Платоновой Е. Н.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Куклы и игрушки мира“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Цель: закрепление и расширение представления детей о кукле, ее истории, развитии.
Задачи:
• дать элементарное представление о кукле
• воспитывать интерес к истории куклы
• развивать эстетическое восприятие
• развить логическое и пространственное мышление
• стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов
Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы:
• сформировать у детей эстетического восприятия мира
• выражает положительные эмоции
• умеет координировать движения руки и глаза
Материалы и оборудование:
• мини-музей «Куклы мира»
• журналы с иллюстрациями
• платок для завязывания глаз
• мешочки Отэдама для игры
• цветная бумага для Оригами
• фломастеры
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что любят делать все дети?
Дети: Играть.
Воспитатель: А во что вы любите играть?
Дети: В машинки, в лего, в куклы.
НОД.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о куклах. Посмотрите, пожалуйста на наш мини-музей. В нем находится очень много кукол. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Они по-разному одеты, по- разному выглядят.
Воспитатель: Правильно. Эти куклы из разных стран. В этих странах разный климат, разные обычаи, разная история, поэтому и куклы отличаются друг от друга.
А теперь, послушайте, пожалуйста, историю кукол.
Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы в древности использовались в обрядах, участвовали в магических заклинаниях и действиях.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Люди верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.
Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву- «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100—150 лет назад.
А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.
Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.
Самые ранние игрушки были примитивны и представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей. Это были игрушечные инструменты и миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички. Оружие — луки и мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сегодня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов и цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.
Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, — ярко и красиво их расписывали.
А сейчас мы свами познакомимся с одной из игрушек, и отправимся в Японию.
Что вы знаете о Японии?
Япония занимает Японский архипелаг, расположенный у восточных берегов Азии. Архипелаг включает большое количество островов, самые большие из которых называются: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Японию называют страной восходящего солнца-японцы самыми первыми из евразийцев встречают солнце. В Японии на маленькой территории живет очень много человек. Столица Японии- Токио.
Отправимся мы туда на самолете.
Физкультминутка.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,
Да и снова полетели.
Воспитатель: Главную куклу Японии зовут Йоко. Вы видите, какой у нее необычный наряд. Он называется кимоно. Кимоно носят все - мужчины, женщины, дети. Сегодня кимоно надевают в основном по особым случаям: день совершеннолетия, на свадьбу, религиозные праздники. Шьют кимоно из шелка, с ручной росписью. Кимоно во многих японских семьях передают по наследству.
Что напоминает кимоно? Правильно, халат. На традиционном кимоно не должно быть крючков, кнопок, пуговиц и других застежек. Их заменяют ремешки, ленты и веревочки. Цвет кимоно розовый, а цвет отделки - зеленый с цветочным рисунком. Пояс затягивают на талии, а на спине и на животе в пояс вшивают деревянную дощечку, чтобы держать осанку. Отделка рукавов служит карманом. В качестве обуви японцы надевают простые белые или черные сандалии таби, или гэта.
А теперь давайте сыграем в японские игры.
ЯПОНСКИЕ ЖМУРКИ
Игроки становятся в круг, один посередине, глаза у него завязаны. Он птица. Остальные ходят вокруг него и повторяют : «Птичка, птичка, запертая в клетку, когда ты выйдешь ко мне, моя птичка?» Обойдя несколько раз кругом, они останавливаются и спрашивают: «Кто стоит за тобой?» Птица называет имя какого-нибудь из игроков. Если она угадает, на ее место становится названный ею, и ему завязывают глаза; если нет, он продолжает быть птицей, игра повторяется.
НОС, НОС, НОС, РОТ.
Эта игра пришла в Японию из США. Игроки сидят кружком, посредине водящий. Он говорит: нос, нос, нос, рот. При трех первых словах, произнося их, он берется за нос, а при четвертом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие кружком должны делать все, как говорит, а не как делает водящий, и не дать себя сбить. Кто ошибется, выбывает из игры. Один, самый внимательный, остается последним, он и выигрывает.
Отэдама
Мешочки Отэдама (погремушки с сухими бобами) делают из остатков тряпичной ткани. Мешочки наполняют бобами адзуки, бусами и т. п. Во время игры девочки поют и жонглируют мешочками.
Правила игры
Бобовыми мешочками можно играть по-разному. Эта игра называется нагэ-дама. Подбросьте мешочек в воздух одной рукой, поймайте его другой и потом сразу же перебросьте его обратно. Повторяйте упражнение, пока оно не будет получаться хорошо. После этого увеличьте количество мешочков до двух, трех и, наконец, четырех. Когда достигнете определенного мастерства, усложните задачу, жонглируя одной рукой.
Теперь, когда мы с вами поиграли и отдохнули, давайте сделаем поделку
«Оригами-собачка».
Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага».
Мы с вами без ножниц и клея сделаем из бумаги мордочку собачки.