Алёна Соловьева
Конспект занятия по окружающему миру «Чем люди отличаются друг от друга» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чем люди отличаются друг от друга?»
Тип занятия: беседа с элементами наблюдения «Мы все такие разные» и самопознания.
Задачи: создать условия: для уточнения представлений детей о том, что все люди разные, не похожи друг на друга; для развития у детей сравнения: выделения признаков сходства и различия; для развития интереса детей к узнаванию своеобразия людей, своеобразия мнений и увлечений людей; для развития уважительного отношения друг к другу; для осознания ребенком самого себя, своего круга интересов; для развития умения воспринимать и любить себя таким, какой ты есть.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Чем люди отличаются друг от друга“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Ход занятия:
Используется игровой прием (элемент сюрприза) с игрушкой – заместите-лем: Незнайкой.
В группу к детям приходит Незнайка, здоровается с детьми и непра-вильно называет имена детей, говорит, что забыл, кого как зовут, а дети так похожи друг на друга. Воспитатель предлагает доказать Незнайке, что все люди разные, они отличаются друг от друга.
Дети играют в дидактическая игру «Мы все разные»
Дети стоят по кругу, кому Незнайка бросает мяч, тот должен рассказать о себе по плану: имя, пол, возраст, цвет глаз, волос. В доказательство Незнайке, что дети разные, дети делают вывод, что: у них разные имена, разный пол, возраст, рост, цвет глаз, волос.
Дидактическая игра «Найди себе пару»
Воспитатель предлагает детям собраться вместе: девочкам, мальчикам, тем, у кого, например, голубые глаза, темные волосы, у кого длинные волосы и т. п. Незнайка помогает детям найти похожие признаки друг у друга.
Дидактическая игра «Из чего состоит человек?»
Дети занимаются самонаблюдением и рассматривают друг друга, называют из чего состоит человек (основные части тела: голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот, уши, сравнивают свои части тела с частями тела животного, рыбы, птицы, насекомых, растений, ищут, чем они похожи, а чем различаются; определяют для чего нужны им эти части тела; чем их части тела отличаются от частей тела друга; подчеркивают особенности своих частей тела.
Делают выводы: что люди похожи тем, что у них тело расположено вертикально; есть две ноги, удобные для передвижения; две руки, помогающие человеку осуществлять разнообразную деятельность; голова, в которой находится мозг; туловище, в верхней части которого, стучит важный орган - сердце; глаза, помогающие человеку видеть; нос, помогающий распознавать запахи и дышать; рот, который помогает пережевывать пищу, общаться, улыбаться и целоваться; уши, которые помогают людям слышать друг друга и различать звуки. У животных лапы, хвосты, рога; у птиц: лапы, крылья, хвосты, клюв; у рыб: плавники, хвосты, жабры; у насекомых: лапки, ножки, крылья, рожки, Во многом их части тела нужны для того же, для чего нужны и людям. Растения имеют другое строение: корень, листья, стебель, соцветие, бутон, но и эти части тела можно соотнести с частями тела человека и их функциями. У людей похожие части тела имеют разную форму, длину, ширину – свои особенности. Длинные ноги и руки помогают человеку доставать высоколежащие предметы; короткие руки и ноги помогают без труда пролезать в маленькие и узкие проемы; хорошая гибкость помогает выполнять упражнения на физкультуре; полноватое телосложение помогает сохранять тепло и мешает активно двигаться; худощавое телосложение помогает активно двигаться, но плохо держит тепло.
Незнайка: Я даже и не знал, что вы все такие разные, у вас столько отличий!
Беседа «Кто чем любит заниматься?»
Воспитатель: Незнайка, помимо внешних различий, у каждого человека имеются внутренние различия – это значит, что у каждого человека имеется свое любимое занятие (свое любимое блюдо, любимая музыка, любимые сказка и сказочный персонаж, любимый мультик, любимое время года, любимый цвет, любимое животное и т. д). Видишь, Незнайка, как много у нас различий. Чем ты чаще всего любишь заниматься в саду? Дома? На природе?
Незнайка отвечает, что больше всего он любит познавать мир, дома – читать сказки и ухаживать за растениями и животными, а на природе – играть в подвижные игры, наблюдать объектами живой природы и любоваться красотой природы. Затем, Незнайка предлагает детям рассказать, кто, чем любит заниматься в детском саду, дома, на природе. Выслушиваются ответы детей. Незнайка убеждается, что дети любят заниматься различными делами и в этом их самое большое различие.
Воспитатель объясняет Незнайке: - Видишь, Незнайка, сколько у нас общего и очень много того, что нас отличает друг от друга. Поэтому и нельзя обзываться и хихикать друг над другом, над чужими особенностями тела и увлечениями. Мы такими родились и должны воспринимать друг друга такими, какие мы есть. Каждый человек родился для того, чтобы получить профессию и помогать другим людям и объектам живой природы жить, расти и развиваться, поэтому жизнь каждого из нас бесценна, то есть ее нельзя купить не за какие сокровища в мире. Мы должны беречь себя и заботиться друг о друге. Мы все особенные, мы все разные и это здорово! Потому что, если бы мы все были одинаковыми нам было бы скучно друг с другом.
Рисование: Дети рисуют портрет своего друга из группы, а потом отгадывают, кто кого нарисовал. По каким отличительным признакам они нарисовали такие разные портреты друг друга. Незнайка помогает детям.