Наталья Хомич
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Мак» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей группе (5-6лет)
Тема: Звуковой анализ слова МАК.
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуковой анализ слова „Мак“ в старшей группе» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мак, маки. Полевые цветы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная
Цель: учить детей проводить звуковой анализ слова
Программное содержание : учить детей проводить звуковой анализ слов. Закрепить умение называть первый звук в слове, учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: картинка-схема слова МАК, 4 серые фишки, мяч, мелкие игрушки, указка.
Раздаточный материал: картинки-схемы слова МАК, серые фишки (по 4 на ребенка, указка.
Планируемые результаты: дети проводят звуковой анализ слов
Ход занятия
I. Вводная часть. Игра «Назови первый звук».
Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель произносит слова с интонационным выделением первого звука (ррепа, ллес, вволк) и бросает мяч ребенку. Тот называет первый звук в слове ([р],[л],[в]) и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
II.Основная часть
1. Звуковой анализ слова МАК.
Воспитатель спрашивает, показывая детям картинку-схему слова МАК : «Какой цветок нарисован?». Обращает внимание детей на клеточки под рисунком. Спрашивает: «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?» - Домики для звуков. - «Правильно, эти клеточки для звуков слова МАК. Нарисовано три клеточки, потому что в слове МАК три звука».
Показывает, как нужно читать слово мак : медленно произносить слово и одновременно вести указкой под клеточками. Повторяет 2-3 раза. Предлагает дошкольникам попробовать читать слово также. Дети несколько раз произносят слово МАК в соответствии с движением указки. Воспитатель внимательно наблюдает, помогает тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки. 2-3 раза эти дети «читают» у доски.
Далее идет обучение звуковому анализу слова – последовательному выделению звуков в слове.
Воспитатель произносит слово МАК с интонационным выделением первого звука (ммак) и одновременно ведет указкой под схемой картинки, задерживая её под первой клеткой. Просит детей вместе с ним произнести слово хором. Спрашивает, какой первый звук в слове, услышав правильный ответ, объясняет, что звук [м] обозначается серой фишкой (показывает фишку). Спрашивает в какую клеточку нужно поставить её. «В первую, потому что[м] – это первый звук в слове МАК».
Воспитатель ставит фишку в первую клеточку схемы и говорит детям, что у них на подносах лежат такие же серые фишки, только маленькие. Этими фишками они будут обозначать звуки у себя на картинках. Дети ставят фишку в первую клеточку схемы слова МАК, отмечая, что она обозначает звук [м].
«Послушайте какой второй звук в слове МАК». - продолжает воспитательница. Ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука маак. Дети вместе с ним произносят слово МАК, так же интонационно выделяя второй звук. «Какой второй звук в слове МАК?» - спрашивает воспитатель – «Звук [а]».Некоторые дети могут сказать, что второй звук в этом слове [ма]. В этом случае воспитатель ещё раз читает слово по схеме с интонационным выделением звука [а]. Вызывает читать детей, допустивших ошибку. Воспитатель спрашивает какой звук они тянут, когда указка задерживается под второй клеточкой. Когда дети убедятся, что второй звук в слове МАК - [а], воспитатель и дошкольники обозначают на схемах звук фишками.
Таким же образом выделяется и третий звук в слове МАК. Дети определяют третий звук в слове и обозначают его фишкой. Воспитатель ставит большую фишку в схему на картине.
Последний этап работы – повторное чтение слова МАК с синхронным движением указки под схемой. Образец чтения дает воспитатель, затем 2-3 человека читает слово у доски.
2. Физминутка «Считалочка»
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи!
А потом их опусти!
3. Игра «Назови слово».
Дети называют слово со звуком [м], затем со звуком [м] : мак, масло, море, комар, дом, сумка, дым, мишка, милиционер, помидор, домик, семь, место. За каждое правильное слово дети получают мелкие игрушки.
В конце определяется победитель.
III. Заключительная часть. Итог. Что вы узнали новое? Какое слово разбирали? Вы сегодня были все молодцы.
Литература: Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду