Ударцева Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Т]-[Т’]» и буква «Т» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [т]-[т’]» и буква Т в старшей группе.
Цель:
1)Познакомить с согласными звуками т и ть.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.
3). Уточнить артикуляцию звуков т и ть.
4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.
5). Учить анализу и синтезу слов
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
6). Выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов.
7). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
8). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
9). Формировать начальный навык чтения.
Оборудование: сигнальные карточки, карточки с буквой Т, прописи, «Конструктор букв» Воскобовича.
Ход занятия:
Организационный момент
Массаж лица
Растираем ладошки и разогреваем их
Утюгом разгладим складки- будет всё у нас в порядке (поглаживаем руками щёки, лоб, подбородок)
Пили пила, пили пила, зима холодая пришла (Ребром ладони «пилим» щеки, лоб, подбородок)
Тесто мнём, тесто мнём –пирожков мы напечем (пощипали подбородок, щеки)
Дождик, дождик льёт и льёт и гулять нам не даёт (подушечками пальцев рук похлопать по щекам, лбу и подбородку)
По головке мама гладит, сына деточку ласкает, как нежна её ладонь словно вербы веточка (Гладим себя по голове)
Чок-чок-чок–поработай язычок
Упражнение для языка
«Лопатка», «часики», «качели», «Конфетка», «Грибок», «Лошадка».
Упражнение на дыхание
Тёплый и холодный воздух
Упражнение для глаз
Глаза подняли вверх,
опустили вниз,
влево,
вправо,
помигали глазами.
Весёлые стихи.
Темноты боится Петя:
Трусоват он, видно, дети!
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
-Какой звук здесь встречается чаще всего?
- Звук Т
- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Т], [Ть] и буквой, которой обозначаются эти звуки.
Характеристика звука.
- Произнесите звук [Т].
Воспитатель: Мы можем звук Т пропеть? Дети: Нет пропеть не можем, мешают зубы и язык. (индивидуальные ответы) Воспитатель: Какой звук (Т) гласный или согласный? Дети: Звук (Т)согласный.
- Что вы можете ещё сказать про звук [Т]? (Он глухой, твёрдый, может быть мягким).
- Итак, звук [Т] – согласный, глухой, твердый. Обозначать его будем синим цветом. А звук [Ть] – согласный, глухой, мягкий и обозначать мы его будем зеленым цветом. (Цветовые символы выставляются на доску).
Дифференциация звуков [т-ть].
- Сейчас мы с вами поучимся различать звуки [т-ть]. Если услышите звук [Т] – поднимаете синюю карточку, если звук [Ть] – зелёную.
- Т, Ть, Т, Т, Ть, Т, Ть и т. д.
Та, Ту, Тю, То, Тё, Те и т. д.
-Танк, тыква, тарелка, топор, Тима, Тимур и т. д.
Дидактическая игра «Составь слог»
- В каждом окошечке согласная буква Т, соединилась с гласной, и вместе они образовали слог.
- Слоги эти звучат по-разному, в зависимости оттого, какие буквы соединил.
Прочитать детям слоги «ТА», «ТО», «ТУ», «ТЫ», а затем, ведя указкой согласной к гласной, добиться от детей слитного чтения слогов.
Игра «Назови слово со звуком (Т)».
-Придумайте слова, в которых звук (Т, (Ть) был бы в начале слова, в середине и в конце.
Детям, которые затрудняются назвать слова, предлагаются картинки, из которых они выбирают подходящую.
Чистоговорка
Та-та-та –мы увидели кота
То-то-то- поиграли мы в лото
Ти-ти-ти- съели кашу всю почти
Тьё-тьё-тьё – отложили мы шитьё.
Конструктор букв». (за столами).
У вас на столах лежат «Конструктор букв». Давайте выложим букву (Т). Какие элементы нам понадобятся?
-Стрелочки
-Выполняйте задание
Давайте внимательно посмотрим на букву Т, которую выложили на столе. Проведите пальчиком по букве, по столу, в воздухе, на ладошке, на спине друг другу. Кто вспомнит и назовет слова на букву Т.
- На что похожа буква Т?
Физкультминутка
Мы от дел своих устали поработали и встали,
А сейчас мы отдохнём, физкультминутку проведём.
Я зарядке очень рад,
Наклонюсь вперед - назад
Влево, вправо наклонюсь
Повращаю головой, посмотрю перед собой,
В землю,в небо посмотрю, руки к небу подниму,
И тихонько опущу.
Нам зарядка помогла, продолжать свои дела.
Работа в прописях
Акцентировать внимание детей на том, что букву Т видят и пишут.
- Букву мы с вами увидели, теперь предлагаю научиться ее писать.
- Напишите букву (Т) по пунктирным линиям, затем самостоятельно.
- Молодцы! И с этим заданием мы справились
Итог.
-И так, ребята с каким звуком мы сегодня познакомились?
-Какой звук (Т) гласный или согласный?
- Как вы определили, что он согласный?
-Молодцы, ребята, спасибо за работу.