Вирясова Ольга Ивановна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] [Р’] и буква Р»
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] [Рь] и буква Р»
Задачи:
-продолжать учить детей отгадывать загадки;
- познакомить с согласным, твёрдым и мягким звуком [Р] [Рь];
- закрепить навык произношения звука [Р];
- умение слышать звук [Р] в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;
- упражнять в определении места звука в слове;
- познакомить с буквой Р;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [Р] [Р’] и буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;
- развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, трафарет буквы Р, «птички», тетради, карандаши.
Ход занятия.
1. Развитие артикуляционной моторики - Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Будем с ним сейчас играть, упражнения выполнять: маляр, парус, дятел, лошадка, грибок.
2. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)
В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)
Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)
В детский сад идти пора!
3. Отгадывание загадок.
- А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.
Ползёт наоборот задом наперёд, всё под водой хватает клешнёй (рак)
Разноцветное коромысло над рекою повисло (радуга)
Зубов много, а ничего не ест (расческа)
- Какие одинаковые звуки есть в словах-отгадках в начале слов (Ответы детей)
- Правильно, и мы сегодня будем изучать звуки [Р] [Рь].
- Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какими бывают звуки?
- Приведите пример гласных звуков.
- Какие звуки называют согласными?
- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми, звонкими и глухими)
Игра «Буква заблудилась» : А О У И Р Ы
- Какая буква лишняя? Почему?
4. Артикуляция звука Р : Произнесите звук [Р].
Тигрица идет к тигренку и рычит так: Р_Р_Р_Р
Давайте вспомним, как мы произносим звук Р. Губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в бугорки за верхними зубами и вибрирует, посередине язычка идет теплая воздушная струя, “горлышко” работает.
- Звук [Р] гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда - язык).
-А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Р]. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко работает).
- Если горлышко работает, значит звук [Р] какой? (Звук [р] звонкий).
- А ещё, этот звук бывает твёрдый и мягкий
- Итак, звук [Р] согласный, твёрдый и мягкий, звонкий.
5. Знакомство с буквой Р.
- Ребята, а на что похожа буква Р? (показываю букву)
Написание буквы Р в воздухе.
- Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Р в воздухе.
- А теперь напишите букву Р на столе.
Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы Р.
- Напишите букву Р по трафаретам, а затем закрасьте в синий и зеленый цвет.
6. Физкульт минутка
7. Игра «Внимательные ушки».
- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Р].
Звуки : Р, Р, Л, Й, Р, Рь, Ль, ,Л.
Теперь в слогах: Ра, Лу, Ля, Ри, АР, Ры, Ря,
В словах: РУКА, РОТ, УХО, НОГА, ЛОКОТЬ, БЕДРО
8. Определение места звука в слове «Птички».
- Звуков много мы узнали, Добрались до звука Р.
Есть слова, где Р – в начале, в середине и в конце. Определите где стоит звук Р?
РУКА, БРОВИ, ГРУДЬ
9. Посчитайте сколько звуков в слове – рука
10. Слово рассыпалось: соберите слово: р -о-т
11. Итог:
- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?