Мария Лизунова
Конспект занятия по обучению грамоте «Зимние картинки» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте "Зимние картинки" в подготовительной к школе группе
Программное содержание занятия :
-Познакомить детей со звуком С и Сь, буквой С. ;
-Продолжать учить детей проводить звукобуквенный анализ слов;
-Активизировать навык припоминания слов с заданным звуком и деления слов на слоги;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Зимние картинки“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закреплять умение составлять предложения из 3-х и более слов, делить предложение на слова, называть слова по порядку;
- Продолжать формировать навыки учебной деятельности в процессе работы с раздаточным материалом;
Словарная работа: крадется, бор, безветренная, красногрудый снегирек.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о зиме.
2. Чтение, заучивание стихотворений о природе.
3. Наблюдения в природе.
4. Ознакомление детей с гласными звуками: а, о, у, и, ы и согласными: н, нь; т, ть; к, кь; р, рь.
5. Составление предложений на заданную тему.
6. Деление слов на слоги.
7. Составление схем анализируемых слов.
8. Дидактические игры: «Что кому нужно?», «Чей нос?», «Назови, сколько звуков в слове», «Кто в домике живет?», «Составь предложение», «Узнай сколько слогов», «Подбери слово по схеме», «Отвечай быстро» и т. д.
Материал и оборудование к занятию.
Демонстрационный материал.
1. Иллюстрация с изображением зимнего пейзажа
2. Иллюстрации с изображением синицы и снегиря.
3. Иллюстрации с изображением предметов на звуки «с и сь».
4. Магнитная азбука.
Раздаточный материал:
1. Конверты с буквами: а, о, у, и, ы, н, к, т, л, р.
2. Цветные карандаши.
3. Красные, синие, зеленые квадраты для звуко-буквенного анализа.
Дети входят в группу, здороваются со взрослыми.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем «рисовать» зимние картинки, но не с помощью кисточки, а с помощью слов. А какие это будут картинки, мы с вами сейчас узнаем.
Приготовьте ваши уши,
Приготовьте и глаза.
Встаньте прямо, не сутультесь
Заниматься нам пора.
Ничего не пропускайте,
Когда надо – повторяйте!
На вопросы – отвечайте.
Все, что знаем, вспоминайте!
Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как называется зимний месяц, который наступил?
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Декабрь, какой по счету зимний месяц?
Дети: Первый.
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим в окно и скажем, какая сегодня погода.
Дети: Морозная, холодная, пасмурная, солнечная, ветреная, безветренная, грустная, веселая, хмурая и т. д. (в зависимости от состояния погоды).
(Воспитатель подводит детей к мольберту с иллюстрацией зимнего пейзажа).
Воспитатель: Вот и наша первая картинка. Давайте при помощи слов «нарисуем» то, что изображено на этой картинке. Составим предложения и скажем сколько в них слов.
(Дети составляют предложения и называют сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье и т. д.)
Воспитатель: А теперь, чистоговорки
Повторяйте чисто, звонко.
Ру-ру-ру – спит медведь в глухом бору,
Ри-ри-ри – а на ветках – снегири,
Су-су-су – зайцу голодно в лесу,
Са-са-са – крадется по лесу лиса,
Ла-ла-ла – белка шишечку нашла,
Лю-лю-лю – очень зиму я люблю!
Воспитатель: Вы молодцы! Все хорошо справились с заданием!
(Воспитатель предлагает сесть на места.)
Продолжаем мы занятье,
Все готовы, дети? – Да!
Тогда слушайте заданье
Отгадайте-ка слова.
Воспитатель: А сейчас мы с вами «нарисуем» следующие зимние картинки, поиграем в игру «Угадай по описанию».
(Проводится игра «Угадай по описанию»)
Воспитатель: Одному из вас я скажу на ушко слово, а он должен будет изобразить его так, чтобы дети отгадали, что же я загадала?
(Снег, лыжи, коньки, ветер, снеговик, сугроб)
( Идет разбор слов: сколько слогов, как узнали, какой слог первый, какой второй и т. д).
Воспитатель: Вы молодцы! Все слоги правильно назвали!
Картинки в загадках
Прячутся от нас.
Мы отгадаем их сейчас.
Летом прячется в лесу,
А зимою на виду
Эта птичка- невеличка.
Как зовут ее? (Синичка).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири).
(Воспитатель вывешивает иллюстрации с изображением птиц на мольберт)
Воспитатель: Что это за птицы, давайте еще раз назовем их.
Дети: Снегирь и синичка.
Воспитатель: На полянку выходите.
Этих птиц изобразите.
(Проводится физминутка)
Красногрудый снегирек - кивки головой вправо, влево.
Прилетел к нам на денек – махи руками.
А за ним синички – мелкие махи руками.
Желтые сестрички – кружение вокруг себя.
Птичек мы пугать не будем – руки «полочкой» указательный палец правой руки поднят вверх «грозим» вперед.
Потому, что очень любим – руки на пояс, повороты туловища влево, вправо.
Мы им зернышки насыплем – левая ладонь чашечкой, «сыплем» зерна.
Пусть они клюют – присесть, 3раза стукнуть по полу «клювиком».
Никогда их не обидим - руки «полочкой» указательный палец правой руки поднят вверх «грозим» вправо, влево.
Пусть они поют – поднять руки вверх.
(Дети садятся на места)
Воспитатель: Ребята, а ведь эти птицы не просто так «прилетели» к нам.
Они принесли нам новые звуки и букву.
Воспитатель: Послушайте, на какой звук начинается слово снегирь?
Дети: На звук «с».
Воспитатель: Звук «с» гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Его нельзя петь, тянуть.
Воспитатель: А звук «с» в слове снегирь – твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Воспитатель: На какой звук начинается слово синица?
Дети: На звук «сь».
Воспитатель: А какой это звук гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: А звук «сь» твердый или мягкий?
Дети: Мягкий.
Воспитатель: Значит, этот звук может быть твердым и мягким.
Звуки «с и сь» обозначаются буквой Эс.
(Воспитатель показывает карточку с изображением буквы Эс)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше соберет снежинок». Надо придумать слова со звуками «с и сь» и сказать, где находятся эти звуки – в начале, в середине или в конце слова.
За каждый правильный ответ я буду давать вам «снежинку», а потом сосчитаем.
У кого их больше тот и выиграл!
( Дети называют слова: снег, сосулька, санки, стол, стул. В конце игры воспитатель подводит итог и называет победителя.)
Воспитатель: Птицы принесли нам конверт. Давайте, посмотрим, что там?
(Достает не раскрашенные буквы из конверта и показывает детям.)
Воспитатель: Что же нам с ними делать?
Дети: Раскрасить
Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы ее будем раскрашивать?
Дети: С одной стороны – синим цветом, с другой – зеленым.
(Дети закрашивают буквы).
В руки мы конверт берем,
Наши буквы достаем.
Воспитатель: У меня остались еще «снежинки» и мы с вами поиграем в игру «Кто правильно составит слово».
Сегодня мы составим слово «сани» и схему к нему.
(Дети составляют звуко-буквенный анализ слова «сани», и правильно составившие слово и схему к нему получают «снежинки»).
Воспитатель: Сколько букв в этом слове?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Сколько звуков?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Назовите звуки по порядку и скажите, какие они.
Дети: Первый звук «с» - он согласный, твердый, второй «а» - он гласный, третий «нь» - он согласный, мягкий, четвертый «и» - он гласный.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали все звуки. А теперь следующее слово «сон».
(Дети составляют звуко-буквенный анализ слова «сон»).
Воспитатель: А теперь другое задание, нужно заменить одну букву в этом слове, чтобы получилось новое слово.
Дети меняют букву и составляют схемы слов «сок», «сын», «сор».
(Воспитатель поощряет детей.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто собрал больше всех «снежинок»?
(Подводится итог и называется победитель).
Воспитатель: А сейчас еще одна зимняя картинка- мы с вами поиграем в игру на смекалку, которая называется «Доскажи словечко». Будьте внимательны.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …. (Снежинки).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть лесные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши: прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и. (Совы).
Верещунья, белобока,
И зовут ее. (Сорока).
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы … (Санки).
На дорожку, на лужок
Выпал беленький … (Снежок).
Вьюга крутит за окном.
Я катаю снежный ком.
Он не мал и не велик,
Получился … (Снеговик).
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
На ветвях висюльки,
Хрупкие … (Сосульки).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали все слова. А на какой звук были все отгадки?
Дети: На звук «с».
Воспитатель: Что мы сегодня нового узнали на занятии?
Дети: Познакомились с буквой «Эс», звуками «с и сь».
Воспитатель: Молодцы, мы с вами сегодня повторили все знакомые буквы и звуки и познакомились с новыми звуками и новой буквой. Нарисовали много зимних картинок.
Вы все хорошо работали, были внимательными и старательными. Спасибо!