Ирина Игнатенко
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Образовательные задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
2. Учить проведению звукового анализа слова. Знакомство со звуковым анализом слова ПАУК.
3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки
4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.
Развивающие задачи:
• развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику
• развивать связную, выразительную речь детей
• развивать умение отвечать полным предложением.
Воспитательные задачи:
• воспитывать уважение к взрослым, друг к другу
• воспитывать такие чувства, как: взаимопомощь, взаимовыручка
• воспитывать любовь к природе.
Ход ОД:
-Ребята, перед занятием, мы с вами поиграем в игру «Слова, наоборот» (с мячом)
Зима - лето
Друг - враг
Весёлый - грустный
Добрый - злой
Длинный - короткий
Красивый - безобразный
Чистый - грязный
Высокий - низкий
Бежать - стоять
Кричать – молчать
Радоваться-огорчаться
Молодцы, сейчас я хочу включить один звук, а вы должны понять что это. Звучат звуки зимы
Воспитатель: Что за звуки мы слышим?
Дети: Это зима
Вос-ль: Правильно! Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова)
Дети: снежная, холодная, суровая, морозная…
Вос-ль: хорошо, Я буду показывать звуки, а вы их будете озвучивать все вместе хором.
Ветер со снежинками играет - У-У-У-У
Ветки с дерева срывает - И-И-И-И
Снежинки по ветру летят - О-О-О-О
Прямо под ноги ребят - А-А-А-А
А,О,У, И – это что за звуки? (подходим к столу)
Дети: Гласные.
Вос-ль: Почему их так называют?
Дети: Они легко, тянутся, поются.
Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным.
Восп: Сколько гласных звуков вы знаете?
Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?
Дети: Согласные.
Вос-ль: Какие согласные бывают?
Дети: Твёрдые и мягкие.
Восп: Согласные твёрдые звуки, каким цветом обозначаем?
Дети: Синим
Воспитатель: Согласные мягкие, каким цветом обозначаем?
Дети: Зелёным
_Ребята, кто понял, почему Зима нам задаёт вопросы о звуках?
(Да, потомучто у зимы много разных звуков : то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках)
2. Игра «Угадай какой звук?» (за столом сидя)
Воспитатель называет звуки, а дети показывают нужные фишки
Воспитатель:
ФИЗМИНУТКА: «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.
(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы.
(соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)
4. Назвать слова, начинащиеся со звука «с»
(Садимся за столы)
5. Звуковой анализ слова ПАУК.
Воспитатель: Посмотрите, какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.
Воспитатель: На что похож следующий узор? (на паутину)
Воспитатель: А кто плетёт паутину? (паук)
Следующее задание ЗИМЫ выполнить звуковой анализ слова «ПАУК»
- Сколько звуков в том слове?
_Разделим на слоги слово паук. Сколько слогов в этом слове? (2)
-1 звук (П) какой? (согл, твёрдый)
- Какого цвета фишку поставим? (синий)
_Назовите 2 звук. Какой он? (а) (гласный)
- Какого цвета фишку поставим? (красного)
- Назовите следующий звук. Какой он? (у) (гласный)
- Какого цвета фишку поставим? (красного)
- Назовите следующий звук. Какой он? (к) (согл, твёрдый)
- Сколько всего звуков в том слове? (4)
- Сколько гласных звуков?
-Сколько согласных звуков?
- Обратите внимание в слове ПАУК стоят подряд два гласных звука. Мы впервые сегодня выполнили звуковой анализ слова ПАУК
6. Игра «Живые звуки»
Паук
7. Отгадайте загадку, и выполнить звуковой анализ слова «ЗИМА»
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели
Замету снежком дома
Потомучто я … (зима)
Проводится звуковой анализ слова самостоятельно.
-Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА.
. Воспитатель: - Ребята, вы любите зиму?
- Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)
Мы в снежки сражаться будем
Мы с горы кататься любим
И поэтому нам очень
Очень нравится ЗИМА!
•Вы – молодцы, говорили уверенно, правильно, полными предложениями