Новикова Екатерина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В королевстве звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«В королевстве звуков и букв»
Цель: закрепить знания детей о звуках и буквах.
Задачи:
Образовательные: Совершенствование навыков звукового и слогового анализа, фонематических представлений, навыка анализа предложений, чтения. Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „В королевстве звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развитие связной речи, фонематического восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитатывающие: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, сюжетная картинка «Вот так игрушка», «цветик-семицветик», схемы предложений, предметные картинки животных на звук [к], «карточки-светофорчики», плоскостные изображения утят, контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, фишки для звукового анализа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель встречает детей, организует приветствие в кругу.
Воспитатель Ребята, вы сегодня узнаете, что произошло с одним маленьким щенком. Но прежде мы выполним несколько упражнений.
Воспитатель приглашает детей к зеркалу, делает с ними знакомые упражнения биоэнергопластики: «Шарик», «Часики», «Качели». Дети выполняют каждое упражнение 3—4раза.
2. Рассказ о щенке в королевстве звуков и букв.
Дети садятся на стулья. Воспитатель помещает на магнитную доску картинки щенка и кошки.
Воспитатель Однажды щенок проснулся и увидел кошку. «Мяу! – сказала кошка, - как тебя зовут?» Щенок огорчился, потому что у него еще не было имени. «Не огорчайся, отправляйся в королевство звуков и букв» - сказала кошка. Отправился щенок в королевство звуков и букв. Что такое буква?
Дети Буквы мы видим, читаем, и пишем.
Воспитатель Что такое звук?
Дети Звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель Какие бывают звуки?
Дети Гласные и согласные.
Воспитатель Встретили щенка принцессы Гласа и Согласа.
Воспитатель Щенок рассказал, что у него нет имени. «Обойди все королевство и помогай всем, кому нужна твоя помощь, а в благодарность ты получишь буквы для своего имени» - сказали принцессы. Пошел щенок гулять по королевству.
3. Игра «Найди рыбок».
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение пруда и рыбки.
Воспитатель Увидел щенок пруд с одной рыбкой. Рыбка не умела говорить, но щенок понял, что рыбке скучно одной в пруду, ей нужны друзья.
Дети находят рыбок с картинками, в названии которых есть звук [р].
4. Упражнение «Повтори за мной».
Воспитатель предлагает детям индивидуально повторить за ним слова, предложения, чистоговорки со звуком [р].
Рак, рыба, рыбак.
Рома видит рыбу.
Тарас ловит карасей.
Рома ест раков.
Рома и Рая едят рыбу.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Кра, кра, кра — очень вкусная икра.
Молодцы! Вы помогли щенку найти друзей для рыбки. Рыбка была благодарна и подарила щенку букву Р.
5. Упражнение «Веселые утята».
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение утки.
Воспитатель Встретил щенок утку. У утки потерялись утята на поляне. Возьмите плоскостные изображения утят и «светофорчики». Если вы услышите звук [ш] в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук будет в середине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука [ш]в слове утенком на «карточке-светофорчике».
Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.
6. Звуковой анализ слова осы.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ос.
Воспитатель Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы, они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы.
Воспитатель предлагает детям взять пеналы с фишками и полоски.
Воспитатель Сколько звуков в этом слове?
Дети В этом слове три звука.
Воспитатель Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети Звук [о[. Он гласный.
Воспитатель Какой фишкой вы его обозначите?
Дети Красной.
Воспитатель Какой звук следует после него?
Дети Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.
Воспитатель Каким цветом вы его обозначите?
Дети Синим.
Воспитатель И какой звук последний в этом слове?
Дети Гласный звук [ы].
Воспитатель Каким цветом вы обозначите его?
Дети Красным.
Воспитатель Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.
7. Игра «Веселый поезд».
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение коровы, и раздает детям предметные картинки с изображениями животных на звук [к].
Воспитатель Встретил щенок корову. Корова с друзьями отправляется на прогулку на поезде. Надо помочь разместить животных по вагонам. В первый вагон нужно разместить животных с одним слогом, во второй – с двумя слогами, а в третий – с тремя слогами.
Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия.
Молодцы! Вы помогли щенку разместить животных по вагонам. Корова подарила щенку букву К.
8. Упражнение «Подбери схему».
Воспитатель на магнитную доску помещает сюжетную картинку «Вот так игрушка» и схемы предложений.
Воспитатель Составьте по картинке предложения, которые будут подходить к этим схемам.
Ребенок «Девочка держит щенка». В этом предложении три слова. Оно подходит ко второй схеме.
Ребенок «Девочки нашли маленького щенка». В этом предложении четыре слова. Оно подходит к первой схеме.
Молодцы! Вы помогли щенку составить предложения про девочек. Они подарили щенку букву Д.
9. Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение цветка и приглашает детей пройти на ковер сделать пальчиковую гимнастику.
(Ладони сложены «цветочком», а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помахивание пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(прямые указательные пальцы вращаются друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(ладони повернуты от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(указательные пальцы стучат одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)
10. Игра «Составь слова».
Воспитатель Щенок попал в красивый сад и встретил жука. Жуку поможем прочитать слова и предложения. Откройте конверты. Посмотрите на слоги и составьте слова из данных слогов.
Дети составляют слова: ножи, жаба, кожа, жуки
11. Упражнение «Цветик-семицветик».
Воспитатель предлагает детям взять лепестки с плоскостного изображения цветка. На обратной стороне лепестков написаны предложения.
Воспитатель Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Воспитатель Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя.
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Воспитатель Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.
По просьбе воспитателя дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают какие игры. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка