Светлана Лушняк
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ц] и буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Знакомство с новым звуком Ц и буквой Ц
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с согласным, твёрдым глухим звуком [Ц];
• Закреплять навык произношения звука [Ц];
• Упражнять самостоятельно давать характеристику звуку;
• Упражнять в определении места звука в слове;
• Закрепить навык звуко буквенного анализа;
• Познакомить с буквой «Ц», правилом ее написания;
• Развивать мелкую моторику и графические навыки;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Совершенствовать навыки чтения и письма (печатания)
Развивающие:
• Развивать умение отличать гласный звук от согласного;
• Развивать фонематический слух;
• Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, интерес к учебной деятельности;
• Расширять кругозор.
Оборудование: пособие «Звуковой замок»; картинки «Звукознайкин», «Буквознайкин»; Картинки памятки гласные и согласные, звуки - буквы; цветик - семицветик, игрушка цыплёнок; доска; мел; разрезные буквы; магнитная доска с элементами букв, образец написания буквы Ц; картинки со звуком Ц в начале, конце, серединке; листы А4 с заданиями на каждого ребенка; ручки; цветные карандаши; карточки для выкладывания звуковых схем; скворечник; картинки скворца, птичий двор, запись песни «Цып, цып…»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу улыбаются (дарят свои улыбки гостям) здороваются и объясняют, что у них хорошее весеннее настроение, которым они хотят поделиться с гостями.
Добрые пожелания нашим гостям (Доброе утро, хорошего дня, хорошего настроения, хорошей работы) Обмениваемся пожеланиями и хорошим настроением.
Л-д: У нас сегодня обычный рабочий день. И мы с вами отправляемся в страну знаний. Дети рассказывают, что узнают там много нового и интересного, учатся читать, писать…
2. Повторение пройденного материала.
По дороге у доски, обнаруживаем, что Жук Буквоед нам напакостил и стер элементы букв, написанные на доске
Упражнение «Допиши букву». Задание: дописать элементы букв, прочитать их и назвать гласные и согласные.
3. Сообщение новой темы.
В стране знаний нас встречают ее жители: Звукознайкин и Буквознайкин.
Л-д. А кто они такие? (Наши помощники) А это кто с ними? (Цыпленок с цветочком, а зовут его Цыпа) Какой красивый цветочек, догадались, как он называется? (Цветик семицветик) По дороге к вам на занятие они встретили в Цыпу в лесу, он плакал.
Л-д рассказывает историю, что приключилось с цыпленком (Он заблудился, когда собирал цветочки для мамы и встретил Жука Буквоеда, который пообещал подарить самый красивый цветок и отпустить к маме при условии, если тот прочитает и отгадает загадку, но цыпленок не знает грамоты)
Л - д: предлагает детям помочь вернуться цыпленку к его маме, вместе отгадать загадку и написать отгадку. Но нам с вами прежде нужно познакомиться с новой буквой, которая есть в загадке и отгадке.
4. Характеристика звука «Ц».
Л-д: Ребята, а какой вы слышите одинаковый звук в словах? Цыпленок, Цып, цветик-семицветик, курица, цыплята (Звук Ц) дети произносят звук [ц] :
«Ребята, давайте расскажем Цыпке, что вам напоминает этот звук?» Дети рассказывают цыплёнку о сходстве звука [ц] со звуками окружающего мира (кузнечик стрекочет своими лапками ц. ц. ц др.) Л - д помещает на доску символ – картинку с изображением кузнечика и объясняет, что есть такой жест, который обозначает «Тихо!», когда указательный палец подносят к губам «Ц»
Л-д: звук Ц живет в звуковом замке, а как нам узнать гласный он будет или согласный? (нужно его произнести)
Л-д: напоминает детям, как произносим гласные и как согласные звуки и показывает таблички - схемы различия гласных и согласных звуков и знакомит детей с артикуляцией звука Ц : Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
Дети показывают и обьясняют. Когда воздух выходит из горлышка, он встречает преграду (язычок соединился с зубками, но он её преодолевает и отрывисто выскакивает наружу, значит звук Ц будет согласным, это будет мальчик из нашего звуко буквенного замка
- Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц, наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит)
- Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (глухой) .
- А ещё я вам открою секрет, что этот звук всегда твёрдый.
- Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.
Это Мальчик всегда в сине костюмчике и с бомбоном на шапочке.
5. Закрепление звука.
Л-д: Звуков мы с вами не мало мы узнали
Добрались до звука Ц
Есть слова, где Ц в начале,в середине и конце.
Л-д: Назовите слова со звуком Ц в четверостишье
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыпленок, то умница,
Молодец, удалец, настоящий певец!
а) Игра «Посели картинку в свой домик». Детям дается задание определить место звука Ц в названии картинок (начало, конец, середина) и поставить их к нужной схеме на доске.
б) Придумывание детьми самостоятельно любых слов с данным звуком.
6. Знакомства с буквой «Ц».
Л-д: Пришло время познакомиться с буквой Ц Припоминание правила отличия звука от буквы. (Показ таблички)
-У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква? Ц
-Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)
Вот такая буква Ц :
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Написание буквы Ц в воздухе, выкладывание из элементов на магнитной доске
На что похоже? Прописываем в воздухе.
Ставим букву Ц на свое место в замок
Л-д: Показывает образец написания буквы на разлинованной в клетку доске.
7. Физкультминутка (речь с движением).
Буквы стали веселиться и смеяться и кружиться
То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки.
То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.
Раз, два, три буква «А, К, Н. …» на месте замри.
Л-д: объясняет, как показать букву Ц телом
И п. - о. с., правая рука согнута в локте в верх, в сторону;
Левая рука согнута в локте вниз, в сторону
8. Формирование навыков чтения и печатания (работа в тетрадях).
а) Л-д: ребята давайте подготовим пальчики к письму и выполним упражнения (развитие мелкой моторики)
Упр. «Песенка кузнечика», произносим звук ц. ц…ц одновременно показываем скользящие движения ладонями друг о друга.
Упр. «Цветочки» «Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Соответствующие движения пальцев рук
Упр. «Царапки», произносим Цап-Цап показываем движения с чередованием кулачок- ладошка.
Упр. «Колечки» показываем отдельно на правой и левой руке, а затем соединяем в цепочку. Упр. «Цепочка», под счёт смыкаем пальцы колечками обеих рук.
Л-д: ребята, а кто делает цепь? (Куёт кузнец) Дети делают вывод, что слово кузнец - многозначное.
Л-д: А теперь давайте покажем букву Ц пальцами.
б) Л-д: давайте вспоминаем правило правильного письма и посадки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу-
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь
Работа с задания на листах
1. Дети печатают по образцу печатную заглавную и строчную букву «Ц»;
2. Дети находят и обводят правильную букву «Ц»;
3. Дети в каждой строчке находят букву «Ц», соединяют линией все буквы «Ц» и приводят цыпленка к маме;
4. Игра «Покатаемся с горки» Чтение прямых и обратных слогов с буквой «Ц»
5. Читают слова, вставляя в каждое пропущенную букву «Ц»;
6. Игра «Собери слово». Собирают из слогов слово курица, записывают слоги в клеточки по порядку, ставят ударение, производят звуковой анализ и рисуют соответствующую схему этого слова. Аналогичная работа со словом цирк. Собрать слово букв, произвести звуко - буквенный анализ, нарисовать схему.
7. Упражнение «Слова склеились» Нужно разделить склеившиеся слова в предложение и прочитать правильное предложение и проанализировать его.
8. Дети самостоятельно читают загадку и печатают в пустые клеточки отгадку (скворец)
Л-д рассказывает о певце - скворце и показывает дворец - скворечник, которые мастерят люди и вешают для птиц
9. Итог. Рефлексия
а) Л-д: Дети вы выполнили все задания правильно, помогли цыпленку Цыпе, отгадали загадку и написали отгадку. Что нового узнали? С каким звуком и буквой познакомились? Какие игры понравились? и т д.
Л-д: вы хорошо потрудились и получаете наклейки-цветочки за вашу работу.
б) Дети идут провожать цыпленка на птичий двор к маме курице.
Курица очень рада, что вернулся ее птенец она благодарит детей и все вместе танцуют и поют на ковре под музыку
Цып, цып, мои цыплятки,
Цып, цып, цып мои касатки,
Развеселые дружочки
Мои желтые комочки.
в) Возвращаемся с детьми назад в садик у всех замечательное настроение. Видим цаплю на пруду и умную сову на ветке.
Обговариваем с детьми, что приглашаем этих героев к себе на следующее занятие ( тема: Дифференциация звуков, букв Ц и С).