Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [в], знакомство с буквой В»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звук [в], знакомство с буквой В»
Программное содержание : закреплять правильное произношение звука [в] в речи, продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: „Звук [в], знакомство с буквой В“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки со звуком [в] и без него (валенки, ваза, варежки, овощи, совок, тыква, буква В, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.
Содержание НОД.
I. Организационный момент.
Первыми сядут те дети, которые родились зимой, вторыми те, которые родились весной, третьими те, которые родились – летом и последними, которые родились осенью.
Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить зимние, весенние, летние и осенние месяцы.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы. Изучение нового материала.
Логопед предлагает детям назвать старинную зимнюю обувь. Дети отвечают, что это валенки. Логопед выставляет картинку с изображением валенок и просит детей определить первый звук в этом слове. Дети определяют звук [в].
Сегодня вы познакомитесь со звуком [в], научитесь его четко произносить, а также познакомитесь с графическим изображением этого звука – буквой Б.
2. Работа со звуками.
Произнесение звука [в]. Наблюдение за артикуляцией с подключением
акустического и тактильно-вибрационного контроля.
Артикуляция звука [в] :
Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Зубы, губы – верхние зубы прикасаются к нижней губе, воздушная струя проходит между ними.
Звук [в] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука.
3. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «В», поднимите синюю фишку.
Ва, ха, па, Вы, ты, мы, Во, по, но, Ву, бу, ту, пу….
4. Произнесение звука [в] в словах.
Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,
Есть ли звук [в] в предложенных словах и указать позицию этого звука в
слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей
озвучивает, что получилось.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
6. Произношение звука [в] во фразе.
- Повторяйте за мной читстоговорки.
ВУ – ВУ - ВУ - Васильков букет нарву
ВЫ-ВЫ-ВЫ - Трава выше головы.
ВУ-ВУ-ВУ - Мы видели сову.
ВА-ВА-ВА - Громко ухает сова.
ВУ-ВУ-ВУ – Лови сову.
ВЫ-ВЫ-ВЫ - Не боимся мы совы.
ВО - ВО- ВО – Воет волк.
ВЫ – ВЫ – ВЫ – Бегут львы.
ВА-ВА-ВА - Привезли дрова.
ВА-ВА-ВА - В поле гуляет корова.
7. Развитие связной речи.
Логопед предлагает детям составить предложение с любым из слов, представленных на доске со звуком [в].
8. Обучение элементам грамоты.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [в] на письме – с буквой В. Из каких элементов состоит буква В (из длинной палочки и двух полукругов). Дети записывают букву по образцу в тетрадях.
9. Зрительная гимнастика.
Любопытная Варвара
смотрит влево!
смотрит вправо!
А теперь вперед!
Тут немного отдохнет
(глазки не напряжены и расслаблены).
А Варвара смотрит вверх –
выше всех, дальше всех!
А теперь – смотрит вниз
(Глазки наши напряглись).
А теперь – глаза закрыла,
И открыла, и закрыла.
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!
10. Печатание буквы В в тетрадях по образцу.
Чтобы нам запомнить букву «В», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.
Печатание пройденных ранее букв под диктовку. (П, А, О, У, Т, В).
11. Чтение слогов с буквой «В» по символической ромашке.
- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.
12. Работа с кассами.
Выкладывание и звуковой анализ слова ТЫКВА.
- Назовите последовательно звуки в слове ТЫКВА и дайте им характеристику.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
Итог НОД.
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?