Екатерина Андержанова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учимся различать звуки [Ш] и [Ж] с художником Антошкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-учить детей дифференцировать звуки [Ш]-[Ж] по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях и буквы Ш и Ж при чтении и письме; развивать зрительное восприятие.
- Познакомить с правописанием ШИ –ЖИ в словах; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова;
- продолжить обучать звуко-слоговому анализу и синтезу слова;
- обучать чтению и письму, развивать графические навыки.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Учимся различать звуки [Ш] и [Ж] с художником Антошкой“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Оборудование: кукла Художник Антошка, мяч, пеналы со звуко-слоговой схемой, схемы предложений, буквы, тетради, карандаши, предметные картинки, звуковая дорожка, одежда, ребусы, карточки со словами.
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
- Покажите правую руку, левую руку. Поздоровались!
(Здрав-ствуй-те - дети прохлопывают слово).
• Дыхательная гимнастика
1. Лежа на спине. Одна рука на груди, другая на животе. Вдох носом- живот поднимается, выдох –опускается (со звуками [м],[н],[л].
• Встаем. С руками поем гласные звуки.
• «Силачи». Руки перед грудью, резко раздвинуть всторону –ХА-, быстро вернуть руки в исходное положение.
- Сядет на место тот, кто правильно образует новое слово. Нужно звук [Ш] заменить на звук [Ж].
ШАЛЬ --- ЖАЛЬ Саша---САЖА
ЛУША---ЛУЖА ТУШИТЬ---ТУЖИТЬ
ШАР---ЖАР ШУТКА---ЖУТКО
ШАЛОСТЬ---ЖАЛОСТЬ
-Замени [Ш] на [Ж]:
НАЖИВКА---НАШИВКА СКАЖУ---СКОШУ
ЖАР---ШАР ЖИРОК---ШИРОК
ЖИТЬ---ШИТЬ
МАЖЕТ---МАШЕТ
2. Сообщение темы занятия
- Ребята, мы с вами называли пары слов. Что вы заметили?
(Слова отличаются звуками[ Ш] и [Ж].)
- Сегодня к вам в гости пришел художник Антошка. Какие звуки я выделила голосом? (ш-ж). Эти звуки мы будем учиться различать. И поможет нам в этом художник Антошка.
Я - художник карандаш,
В детский сад зашел я ваш.
Будем мы шипеть, жужжать,
Звуки эти различать.
3. Сравнение звуков [Ш]-[Ж].
- На что похож звук [Ш]? (змея, дырявый шарик)
- На что похож звук [Ж]? (жук лети, жужжит)
- Художник предлагаеи сравнить эти звуки. Чем они похожи? (Согласные, всегда твердые, парные, шипящие)
- Чем отличаются? ([Ш] – глухой, [Ж]-звонкий).
4. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж] в произношении.
(звуковая дорожка)
- Худ. Ан. нарисовал звуковую дорожку из звуков [Ш]-[Ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.
5. «Запутанные буквы»
ФЛАЖОК ШТАНИШКИ
- Открыли свои коробочки и выполнили звуковой анализ слов (2 человека у доски).
Работа со слоговыми и звуковыми схемами.
У каждого ребенка на тарелочке лежат звуковые и слоговые схемы. Логопед показывает картинку, дети находят нужную схему и встают около своей парты.
ЛОШАДЬ
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Подошли все на коврик. Мы с вами отправимся в лес искать звуки [Ш]-[Ж]. Когда услышите звук [Ш] - покажите змейку, [Ж] – жука.
Б, С, Ш, ЖУ, КОШКА, СОМ, КОНЬ, ЗАЙКА, КОЖА, ЖУРАВУШКА.
7. Слоги –ШИ-, -ЖИ-.
Шли мы по лесу, и пришли к озеру, в котором купаются буквы Ш и Ж. Почему буквы, а не звуки? (Звуки слыши, буквы видим.)
- Послушайте интересную историю. Однажды буквы Ш и Ж купались в реке. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись волны и буквы стали тонуть. Они закричали: «Помогите!Помогите!» На берегу лежали буквы Ы и И. Толстая, важная буква Ы только подняла голову, посмотрела и продолжала лежать. А буква И вскочила, бросилась на помощь. Протянула одну руку букве Ш, а другую – букве Ж и вытащила их на берег. С тех пор буквы Ш и Ж дружат с буквой И.
ЗАПОМНИ! ЖИ, ШИ пиши с буквой И!
8. Чтение и письмо слогов –ШИ-, -ЖИ-
- А сейчас мы посмотрим, кто самый внимательный. На доске написаны слова, в которых не хватает последних слогов. Вам надо вписать слоги –ШИ- или –ЖИ-.
КАРАНДА…. ГУСЕНЫ…. ЭКИПА….
КАМЫ…. МАНЕ…. НО….
ЭТА…. ЧЕРТЕ….
ЛАНДЫ…. ШАЛА…
9. Буквы Ш и Ж в предложении.
-Ребята посмотрите на доску и прочитайте. Вы прочитали предложение? (Нет, слова). Составьте из этих слов предложение.
БАБУШКА ПОЖАРИЛА НА УЖИН КАРТОШКУ.
- Составьте схему предложения. (1 ребенок у доски)
10. Разложи одежду по местам.
- Ребята, у Худ. Антошки перепуталась одежда. Давайте ему поможем разложить одежду и головные уборы по местам!
Ш Ж
ШАПКА ПИЖАМА
ШУБА ЖИЛЕТ
ШАРФ ПИДЖАК
РУБАШКА БРИДЖИ
ШОРТЫ ДЖИНСЫ
ШЛЯПА ВАРЕЖКИ
11. ИТОГ.
-Ребята, посмотрите какое слово получилось? МОЛОДЦЫ
-Вы, Молодцы! Сегодня вы вместе с художником Антошкой повторили звуки и буквы Ш и Ж. И научились их различать. А сейчас пора прощаться с Антошкой и с нашими гостями. Показали правую руку, левую ДО- СВИ-ДА-НИ-Я!