Наталья Филиппова
Конспект занятия по обучению грамоте «Новогоднее приключение» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний о букве «М».
Задачи: образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить соотносить звук и букву;
развивающие: развивать фонематический и речевой слух, навыки чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; пополнять словарный запас, практически знакомя с антонимами;
воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Новогоднее приключение“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы и оборудование: маленький и большой клубок ниток; мяч; ёлочка; ёлочные игрушки; игрушка Снеговик; листочки с текстом «Мед медведь в лесу нашел, мало меда – много пчел»; картинки с изображением зайца, белки, лисы, медведя, волка; снежинки со слогами.
Ход занятия.
Дети встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: А как еще можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: А какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей).
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение.
Посмотрите, у меня в руках клубочек, но он не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек).
- Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее.
- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком?
- Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
Беседа воспитателя с детьми о времени года.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Зима).
- Зима какая? (снежная, морозная, белая, холодная, долгожданная).
- Как вы понимаете слово «долгожданная»?
- Какие пословицы о зиме вы знаете?
Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос в большой мороз.
Зимой солнце светит, но не греет.
Зима кончается, весна начинается.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь году начало, зиме середина.
Воспитатель: Ребята, а какой скоро праздник? (Новый год).
Воспитатель: Вы знаете, я сегодня получила письмо от Деда Мороза. Он пишет, что Снежная Королева хочет испортить нам праздник и спрятала новогодние подарки. А какой же Новый год без подарков?
- Дед Мороз просит нас помочь найти их. Поможем, ребята? Он прислал на своего помощника. Отгадайте, кто он?
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной,
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык,
Наш приятель … (Снеговик).
Воспитатель: Через него Снежная Королева будет передавать нам свои задания. За правильно выполненное задание, Снеговик будет давать нам елочные игрушки, мы должны будем, нарядит елочку. Когда елочка будет наряжена, подарки найдутся.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Ну что же, отправляемся в путь. А чтобы в пути у нас не замерзли губы, давайте их разомнем.
Ме – ме – ме – скоро быть зиме;
Мой – мой – мой – снег идет зимой;
Ма – ма – ма – снежная зима;
Мо – мо – мо – купим эскимо;
Ам – ам – ам – меду тебе дам;
Им – им – им – мы гулять хотим!
Ём – ём – ём – мы гулять идем!
Игра с мячом «Назови антонимы».
Воспитатель: А, вот и первое задание Снежной Королевы. Она передала вам мяч, но не простой, а волшебный. Чтобы она нас не заморозила, вам надо назвать слова с противоположным значением (антонимы). Слова для игры: большой, веселый, черный, умный, тепло, старый, день, широкий, начало, длинный, добрый, бедный, мягкий.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились.
- Снеговик принес вам первый шарик на нашу новогоднюю елочку, а Снежная Королева дает вам следующее задание.
Повторение знаний о звуках «м», «мь» и букве «М».
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Без рук рисует,
Без зубов кусает. (мороз)
- Какой первый звук в слове мороз? (м).
- Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий).
- В домике, какого цвета живут твердые согласные звуки? (синего).
Воспитатель: Отгадайте вторую загадку:
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу,
Знать никого не хочу (метель).
- Какой первый звук в слове метель? (мь).
- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий).
- В домике, какого цвета мягкие согласные звуки? (зеленого).
- А какой буквой обозначаются на письме эти звуки? (буквой «М»).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Снеговик принес еще один шарик. А нам надо немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
Снежинка к носу движется,
А потом обратно.
На нее посмотреть
Очень нам приятно.
Нахождение буквы «М» в тексте.
Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали, Снежная Королева приготовила вам следующее задание.
- У вас на столах листочки с текстом. Вам надо найти и обвести в нем все буквы «М».
«Мед медведь в лесу нашел,
Мало меда – много пчел».
Один ребенок делает задание у доски маркером.
Воспитатель: Молодцы! Снеговик дал нам еще один шарик на елку, а Снежная Королева прислала нам еще одно задание.
Составление схем предложений.
Отгадайте загадки и вы узнаете, кто живет в зимнем лесу (по ходу ответов детей вывешиваются картинки с изображением животных).
Бегает ловко, Хвост пушистый – краса,
Любит морковку (заяц). А зовут её (лиса)
Серовато, зубовато, Кто в дупле живет,
По полю рыщет, Да орешки все грызет?
Телят, ягнят ищет (волк). (белка)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (медведь)
Воспитатель: Составьте предложения с этими словами и начертите схемы предложений (по одному ребенку у доски).
- Молодцы. И с этим заданием справились. Снеговик дал нам еще один шарик.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Мы много писали, давайте разомнем наши пальчики.
Снежинки летали, летали, летали,
А мы их поймали, поймали, поймали.
Вот какой слепили ком!
Звуковой анализ слова.
Воспитатель: Снежная Королева видит, что вы упорно движетесь к цели и решила усложнить вам задание. Отгадайте загадку:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла? (Зима)
Воспитатель: Сделаем звуковой анализ слова «зима».
- Сколько слогов в слове? (два)
- Назовите первый слог. Назовите второй слог.
- На какой слог падает ударение?
- Произведем анализ каждого звука.
Дети проводят звуковой анализ слова «зима»
Первый звук «зь» - согласный, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
Второй звук «и» - гласный звук, обозначаем красной фишкой.
Третий звук «м» - согласный, твердый обозначаем синей фишкой.
Четвертый звук «а» - гласный, обозначаем красной фишкой. Звук «а» ударный, ставим ударение.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием, и Снеговик дал нам еще один шарик.
Игра «Составь слова из слогов».
Воспитатель: Снежная Королева злится, что не может вас одолеть, и решила преградить вам дорогу сильной вьюгой. Она разбросала снежинки, но не простые, а волшебные. На них написаны слоги. Вам надо их правильно прочитать, с некоторыми мы составим слова и определим количество слогов. Но сначала давайте покажем, как Снежная королева раздувала снежинки.
Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.
Ма, му, ме, ми, ом, им, мо, мы, мя, ам, ум, ем, ям, мэ, ым, эм.
Дети поднимают снежинки, читают слоги, пробуют составить простые слова, определяют количество слогов.
(мама, Маня, мала, мимо, мина и т. п)
Воспитатель: Ну что ж, со всеми заданиями Снежной Королевы вы справились. Нарядили мы нашу елочку, и теперь Снежная королева отдаст
Дед Морозу новогодние подарки и он сможет приехать к ребятам на праздник.
- Понравилось вам отгадывать загадки Снежной Королевы?
-Чем занимались сегодня на занятии?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
- Дед Мороз благодарит вас за помощь и дарит вам билеты на новогодний утренник.