Косоротова Ирина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Научим Буратино. Звуки [Б]-[Б’]. Буква «Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков б-бь
Познакомить с буквой Б.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1) Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков
2) б и бь.
3) Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.
4) Уточнить артикуляцию звуков б и бь.
5) Учить различать звуки по твердости-мягкости.
6) Учить анализу и синтезу слов «бык», «бинт».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Научим Буратино, Звуки [Б]-[Б’], Буква „Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
7) Учить согласовывать местоимения с существительными.
8) Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
9) Развивать мыслительные операции.
10) Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
11) Формировать начальный навык чтения.
Коррекционно-развивающие
1) Развивать речевое дыхание.
2) Развивать слуховую память, внимание.
3) Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: игрушка Буратино, мультимедийная система, домики с картинками, сигнальные карточки, веревочки, карточки с буквой Б, индивидуальные зеркала, схемы слов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую и нежную улыбку.
2. Повторение.
Л. : - Какие согласные звуки мы уже знаем? Почему их называют согласными?
3. Артикуляционная гимнастика. (слайд №1)
Л. : - Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость.
Посмотрите, кто к нам пришел?
Д. : - Это Буратино.
Л. : - Ребята, Буратино сказал мне, что он никогда не был на занятии и хочет посмотреть, как вы будете заниматься.
Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и язычка.
Дети выполняют упражнения. На экране появляются картинки с символами
артикуляционных упражнений.
- «Обезьянки»
- «Трубочка»
- «Поцелуй»
- «Лопаточка»
- «Лошадка»
- «Грибок».
4. Знакомство с новой темой. (слайд №2).
Л. : -Ребята, Буратино принес вам загадки и хочет посмотреть, как вы умеете их отгадывать. (На экране появляется сундучок).
Л. : - В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.
(Барабан).
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран).
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка –
Держит две косички.
(Бант).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка).
Логопед произносит название картинок еще раз.
Л. : - С какого звука начинаются слова?
Д. : - Со звука «б».
Л. : - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «б».
Л. :- Посмотрите внимательно, как я произношу звук «б».
(Логопед произносит звук «б»).
Л. : - А теперь вы произнесите звук «б».
(Дети произносят, логопед следит за правильностью произношения).
Л. : - Расскажите, какой звук «б»?
(Дети делают характеристику по схеме).
Л. : - Можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
Д. : - Нет.
Л. : - Значит, какой это звук?
Д. : - Согласный.
Л. : - У звука «б» есть младший брат мягкий звук «бь».
Л. : - Звук «б» мы будем обозначать синим кружочком, а звук «бь» зеленым
кружочком.
(На экране появляются символы звуков «б» и «бь» (слайд № 3).
5. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики».
Л. : Я буду произносить слоги, вы должны зажечь фонарик синего цвета, если услышите твердый звук или зеленого цвета, если услышите мягкий звук (ба, бо, би, бу, бе, бя, бы и т. д.)
6. Игра «Украсим домик».
Л. : - Ребята, Буратино мне сказал, что к своему дню рождения он очень хотел украсить свой домик. На окна он расставил свои любимые игрушки, но забыл повесить шторы. Давайте поможем ему.
(У детей на столах карточки с изображением домиков с 4 окошками, на которых располагаются игрушки. Если название игрушки начинается с твердого звука «б» - прикрепляют шторку синего цвета, а если с мягкого «бь» - зеленого цвета.
(Дети выполняют задание).
7. Согласование местоимений «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными.
Л. : - Буратино пригласил в гости друзей и решил показать им свои игрушки.
Л. : - Это мой белка, моя бубен, мое бычок, мой буквы, моя барабан и т. д.
Л. : - Правильно говорит Буратино?
(Ответы детей).
Л. : - Давайте исправим ошибки Буратино.
(На экране появляются картинки с изображением игрушек. (слайд№4). (Дети согласовывают местоимения с существительными).
Игра «Скажи ласково»
Л. : - Ребята, Буратино очень любит свои игрушки и всегда называет их ласково.
Баран –
Барабан –
Белка-
Рыба –
Бинокль –
Бык –
Буквы – и т. д.
8. Динамическая пауза. «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Л. : - Поделите слово «Буратино» на слоги. Дети хлопают, делят слово на слоги.
Л. : - Сколько слогов в слове «Буратино»?
Д. : 4
Л. : - Как вы узнали,что 4 слога?
Д. : - Сколько в слове гласных звуков,столько и слогов. В слове «Буратино» 4 гласных, значит 4 слога.
9. Звуковой анализ слов. Игра «Живые звуки».
Л. :- Ребята, давайте покажем Буратино,как мы играем со звуками.
(Логопед вызывает детей, говорит каждому о том, какой звук он будет обозначать).
Пример: Ваня – звук «Б», Даша – звук «Ы», Кирилл – звук «К».
Дети составляют слово «бык». Каждый ребенок подходит к столу и берет шапочку с обозначением звука, одевает на голову и встает на свое место. Дети подсчитывают количество гласных и согласных звуков. Аналогично составляется схема слова «бинт».
10. Знакомство с буквой «Б». (слайд №4).
Л. : - Звуки «б» и «бь» на письме обозначаются буквой «Б».
(На экране появляется буква Б).
Л. : - На что похожа буква «Б»?
Л. : -Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Л. : - Из скольких элементов состоит буква?
Л. : - Какие это элементы?
( Ответы детей: буква «Б» состоит из длинной и короткой палочек, полукруга).
Л. : - Давайте прорисуем букву в воздухе.
Л. : - А теперь давайте выложим букву из цветных шнурочков.
11. Пальчиковая гимнастика «Составим букву из пальцев».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
12. Дыхательная гимнастика. (слайд №5).
На экране появляется картина с изображением весеннего леса.
(Дети делают вдох через нос, выдох через рот, вдыхают аромат весеннего воздуха).
13. Дидактическая игра «Составь слог».(слайд№6)
На цветочке буква «А», на муравейнике буква «О», на кустике буква «У», на пеньке буква «И», на полянке буква «Ы».
Л. : - Ребята, буква «Б» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с
гласными буквами. По мере передвижения буквы «Б» по экрану, дети прочитывают слоги: БА - БО - БУ - БИ- БЫ.
14. Итог занятия. Рефлексия «Весенняя полянка»
Л. : - Давайте украсим полянку цветочками.
- Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.
- Если вам было немножко трудно – оранжевого.
- Если очень трудно – красного.
- Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).
- Буратино очень понравилось, как вы работали и он приготовил вам угощения. (Детям раздаются бананы).