Наталья Хомич
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе 6–7 лет «Повторение»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: "Речевое развитие"
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно эстетическое развитие", "Физическое развитие"
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная
Цель: закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов
Программное содержание :
•учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе 6–7 лет „Повторение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
•закреплять умение определять место ударения в словах;
•учить составлять предложение из двух слов, называть 1 -е и 2-е слово. Демонстрационный материал: схема пятизвукового слова;
фишки; указка; кукла; фишки или мелкие игрушки.
Раздаточный материал: схема пятизвукового слова; фишки на подносике; указка
Планируемые результаты: умеют проводить звуковой анализ слова
Ход занятия
I. Вводная часть "Звуки"
В старшей группе вы узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград.
-Как называются такие звуки (гласные,какие гласные вы знаете («а», «о», «у», «ы», «и», «э», какими фишками обозначаются?
Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные, сказать, какие бывают согласные (твердые и мягкие, какими фишками обозначаются и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный звук, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару (например, «п» — «пь»; «л» — «ль»). Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару (например, «кь» — «к»; «сь» — «с»).
II.Основная часть
1. Звуковой анализ слова книга.
Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.
Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно («к», «нь», «и», «г», «а», характеризует их (гласный, твердый или мягкий согласный) и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением (книига) и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за фишку.
В работе ребенка это выглядит так:
Книга — 1 -й звук — «к», твердый согласный (ставит соотв. фишку в первую клеточку схемы,
кннига — 2-й звук — «нь», мягкий согласный (ставит соотв. фишку во 2-ую клеточку,
яп книига — 3-Й звук — «и», гласный (ставит фишку, книГа — 4-й звук — «г», твердый согласный (ставит фишку, книгаа — 5-й звук —
«а»гласный (ставит фишку, книига — ударный гласный звук «и» (ставит черную
фишку). При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой под схемой, а затем соответственно обозначен фишкой.
Вопросы и задания детям:
Какие гласные в слове книга? (и, а). Какой ударный гласный звук? («и».) Произнесите слово с ударением. (Книига.) Переставьте ударение (черную фишку) на звук «а», как теперь будет звучать слово? (книгаа.) Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («нь».) Какой 2-й твердый согласный? («г».) Какой твердый согласный звук? («к».)
2. Игра с заданиями.
1. Вызвать 4 детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звуки, в такой последовательности: «нь», «г», «а», «и», «к», построить слово книга.
2. Отозвать (в сторону) 1-й гласный, 2-й гласный, мягкий согласный, 2-й твердый согласный, 1-й твердый согласный — и построить слово книга.
3. Задание звукам дают дети. Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком (звук может быть в начале, середине или конце слова); назвать пару своего звука; найти игрушку, в названии которой есть заданный звук; назвать слово, в котором твой звук — ударный.
3. Физминутка «Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем,глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
4. Работа с предложением.
Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она (красивая, большая, нарядная, любимая, хорошая и т. д.). Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом Нина (дает ему куклу, другой — слово нарядная. Предлагаем им встать рядом; обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова (Нина, нарядная). Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная). Воспитатель объясняет, что получилось предложение Нарядная Нина. Дети-слова меняются местами, получается новое предложение: Нина нарядная, называют 1-е, 2-е слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово милая, а слово нарядная садится на место, и 2—3 детей говорят, какое предложение получилось (Милая Нина, и называют 1-е, 2-е слово.
Задание детям-словам: выйдет слово Нина, слово милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Слово Нина похлопает в ладоши. Слово милая назовёт 1-й звук этого слова (мь)
5. Игра «Назови слово» Дети называют слова со звуком «к»,затем со звуком «кь».в конце игры определяется победитель.
Ш. Заключительная часть. Итог. Что запомнили? Какое слово разбирали?
В какие игры играли?