Анна Турыхина
Конспект занятия по обучению грамоте «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие слухового внимания и восприятия фонем на материале речи;
Объяснить разницу между понятиями «звук» и «слово».
Оборудование: магнитная доска; куклы; картинки с изображением собак, коров, мух, машин, листьев, змей, комаров; картинка или модель «лесной рощи» с животными; картинка с изображением «мака» с кругом под ним; игрушки: паровоз, пирамидка, машина, лопата, ведро; дома: красный, синий, зеленый, круглые окна одного цвета.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Развитие слухового внимания и фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Последовательность занятия.
1. Дети стоят рядом с учителем-логопедом.
Логопед стоит у магнитной доски, держит в руках картинку, читает детям стихотворение, а они приклеивают картинку на магнитную доску по стихотворению.
Где-то собака рычит: ррр.
Корова мычит в стойле. ммм
В комнате муха жужжит: жжж.
Проехала машина: ррр.
Листья в лесу шумели: ссс.
Змея в лесу шумит: Шшш.
Комар жужжал: Зззз.
А теперь кто-то вспомнил рычание собаки. Как мычали коровы: Ссс. Как жужжала муха? Как шипела змея? Какой звук издавал комар? А какой звук издавали листья в лесу?
2. Закрепление понятия «звук».
На выставке представлено несколько панно: звуковой дом в красном, синем и зеленом цветах. Такие же цветные круги нарисованы на окнах дома. Вносится кукла.
В класс пришла Машенька. Она рассказала нам такую историю. Однажды добрый волшебник пригласил Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела красивые дома. Какого они цвета? Эти дома. (красные). А этот. (ЗЕЛЕНЫЙ). А этот. (синий). Машенька увидела круги в окнах домов. Ей захотелось их потрогать. Она подошла к красному дому и потрогала первый круг. Когда она дотронулась до второго круга, то услышала: «Ой»; третий круг издал звук «иииии»; четвертый запел: «У-у-у-у-у-у-у». Машенька подошла к синему дому. Из его окна послышалась другая песня: «Д-Д-Д-Д, Н-Н-Н, К-К-К, Б-Б-Б»; Л-Л-Л-Л-Л, М-М-М-М-М-М-М». Марсия размышляет. «Какой интересный круг, когда на него нажимаешь, слышишь разные звуки». Все вспомните, что мы изображаем этими кругами. (Звук). Звучит ли песня одинаково в разных домах? (Разные звуки). Спойте вместе звуки красного домика: «A-a-a, i-i-i, u-u, o-o-o-o». Вспомните, что это за звуки. (Гласные звуки). Почему она так называется? (Потому что вы можете петь его своим голосом и тянуть). Теперь произнесите звук «синий дом». Можете ли вы его спеть? (Нет). Почему? (Ваши губы и язык мешают, и воздух не может свободно проходить. Повторите: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки? (Согласные).
3. динамическая поза «Прогулка по лесу». Идите с высоко поднятыми коленями. Ходьба с высоко поднятыми коленями.
Перешагивайте через траву и перепрыгивайте через лужи.
Посмотрите, разве это не красиво? Выражаем восхищение: о-о-о-о.
Ветер дует: ф-ф-ф-ф.
4. На выставке представлены фотографии и макеты «Лесной поляны».
Что вы видите в лесу? (Деревья, кусты, цветы, траву, грибы, орехи). Вы назвали многие из них. Вы произнесли слова.
# У всего есть имя.
# У зверей и вещей есть имена.
# Есть много вещей
# Ничто не имеет имени
Все, что ты видишь.
Выше и ниже
# То, что хранится в нашей памяти.
Придают смысл словам.
Кого вы все можете увидеть в лесу? (Лисы, белки, ежи, совы, волки, лягушки, кролики) - на выставке представлены фотографии и фигурки этих животных. Вы увидите много. Вы сказали слово. Лиса - это слова, белка - это слова, лягушка - это слова. Машенька спрашивает: «Почему слова издают звуки? Потому что в них есть звуки. Слова состоят из звуков. Сложите руки вместе и «зачерпните» звуки, «соберите» их. Я буду произносить слово медленно. Тихо, а вы произнесите его громко и быстро: «Мммаааакк» (Мак). (Мак). Показывается картинка с изображением Мака, под ней три кружочка. Звуки могут быть «разбросаны». Давайте бросим m влево, a - вперед, а k - вправо. m, a, k. Давайте снова соединим их вместе. У вас получилось слово. Все слова состоят из звуков.
5. освоить понятие «одушевленное/неодушевленное». Понимать вопросы «кто это», «что это».
Куклы на выставке.
Дети, чем отличается кукла Маша от нашей девочки? (Она неживая, она кукла). Миша, кто ты? (Он мальчик). Нина, кто ты? (Она - девочка). Вы все. (Ребенок). Мы все живые люди.
На выставке представлены фотографии животных. Это живые существа. Мы даем им слова. Если мы не знаем, как называется животное, мы спрашиваем: «Кто это?». (Лис). Мы произносим имя животного.
Дети произносят названия.
А это неодушевленные предметы (паровоз, пирамидка, машина, лопатка, ведро). (Паровоз). Для этих предметов мы спрашиваем: «Что это?». Произносите слова, обозначающие неодушевленные предметы.
6. заключение: оцените деятельность детей.
Вспомните, какие звуки произносили сегодня.
Пропойте гласные звуки. А теперь произнесите согласные.
Как произносятся эти звуки?
А теперь скажите мне несколько слов. Молодцы.