Татьяна Ковалева
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Речь устная и письменная»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Дать понятие об устной и письменной речи. Закрепить понятия: слово, предложение. Учить делить слова на слоги (двух и трехсложные). Учить определять количество слов в предложении, составлять предложения с заданным количеством слов. Познакомить со схемой предложения, слоговой схемой. Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Речь устная и письменная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: книга (для демонстрации букв, схемы предложений, схемы слов (слоговые, предметные картинки для игры «Соедини картинку со схемой», индивидуальные карточки для игры «Соедини картинку со схемой».
ХОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что такое речь?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились сказки, рассказы, легенды. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть передаваемой из уст в уста).
Воспитатель: Любой рассказ, разговор – все это устная речь.
Воспитатель: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.»
Дети: Осень.
Воспитатель: Я вам загадала загадку, а вы мне назвали отгадку – это тоже все устная речь. Получается, что устную речь мы с вами можем услышать и сказать.
(Воспитатель держит в руках книгу, показывает на буквы).
Воспитатель: Ребята, а что это за черные значки в книге?
Дети: Это буквы.
Воспитатель: Действительно. Это буквы. Ими записаны рассказы, стихи, сказки, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она называется письменная речь?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Письменная – значит написана. Ее можно написать. (Воспитатель демонстрирует на доске образец письменной речи).
Воспитатель: Ребята, а письменную речь можно услышать?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Конечно нет. Если мы слышим речь, значит она какая?
Дети: Устная.
Воспитатель: А увидеть письменную речь можно? (воспитатель обращает внимание детей на написанное им ранее слово на доске).
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь.
Воспитатель: Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.
Воспитатель: А из чего состоят предложения? Как вы думаете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Предложения состоят из слов.
Воспитатель: Я сейчас произнесу предложение. [Мама спит. ]
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Дети: В этом предложении два слова.
Воспитатель: Какое первое слово?
Дети: Мама.
Воспитатель: Какое второе слово?
Дети: Спит.
Воспитатель: Мы с вами будем обозначать предложения схемой. Вот схема предложения из двух слов: (воспитатель знакомит детей со схемой).
Воспитатель: Придумайте предложения из двух слов.
Дети: (ответы)
(Воспитатель вывешивает на доску схему (3 слова)
Воспитатель: Как вы думаете, сколько слов в этом предложении?
Дети: Три.
Воспитатель: Придумайте предложения из трех слов.
(Дети называют предложения и определяют порядок слов в них).
Физминутка.
Воспитатель: Напомните мне, из чего состоят предложения?
Дети: Предложения состоят из слов.
Воспитатель: А слова тоже делятся на части. Эти части называются слоги.
Воспитатель: Давайте вместе повторим: слова делятся на слоги.
Воспитатель: Слова могут быть короткими состоять только из одного слова, например: дом, сад, кот, слон.
Воспитатель: А могут быть длинными – состоять из двух, трех, четырех и даже пяти слогов.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поучимся делить слова на слоги.
(Воспитатель учит детей приему деления слов на слоги: рука согнута в локте стоит на столе, ладошка вытянута параллельно крышке стола, тыльной стороной вверх. Над ладошкой находится подбородок ребенка – близко к ладошке, но не касаясь ее. Ребенок начинает произносить слово и считает сколько раз подбородок коснулся тыльной стороны ладони.)
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько слогов в слове мама.
Дети: Два.
Воспитатель: Слоги в слове мы тоже будем обозначать схемой.
Воспитатель: На сколько частей разделено это слово?
Дети: На две части.
Воспитатель: Это схема для слов, которые состоят из двух слогов. Давайте придумаем слова из двух слогов.
Дети: (ответы)
Воспитатель: Посмотрите на эту схему (3 слога). Сколько слогов здесь обозначено?
Воспитатель: Давайте разделим на слоги слово собака.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? (определить порядок слогов).
Д/игра: «Соедини со схемой» (дети выполняют на местах на карточках, затем несколько человек выкладывают картинки: лейка, пальма, зебра, санки, замок) рядом со схемой).
Подведение итогов:
Воспитатель: - Какая бывает речь? (устная и письменная)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- На что делятся слова? (на слоги)
- Что для вас сегодня было самым сложным?