Любовь Ларькина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе (6-7 лет)
Тема. «Звуки [л], [л’] и буква Л»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое развитие
Вид деятельности детей: речевая, познавательно –исследовательская коммуникативная, игровая, продуктивная
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [л], [л’] и буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’
Программное содержание. Ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’]. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложения с ней.
Оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, материалы для звукового анализа, предметные картинки, «Чудо-дерево» и слоги на «липучках», мяч среднего размера.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Птичьи пятнашки
Планируемые результаты. Уметь узнавать звуки [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов. Уметь печатать и конструировать букву Л,
читать слова и предложения с ней
Структура занятия
I Вводная часть 3мин
II Основная часть Упражнение «Подбери схему». 25мин
1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл.
2. «Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради
3. Подвижная игра «Птичьи пятнашки».
4 Упражнение «Закрась квадрат».
5 Упражнение «Составь схему»
6. Упражнение «Веселый круг».
7 Игра «Чудо-дерево».
III Заключительная часть 2мин
Длительность 30мин
Ход занятия
I.Вводная часть. Упражнение «Подбери схему».
(подбор готовых схем к названиям картинок).
Воспитатель встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает
им встать возле стульчиков. Перед каждым ребенком лежит предметная
картинка. На магнитной доске находятся звуковые схемы.
П е д а г о г. Посмотрите на картинки. Назовите их.
1-й р е б е н о к. Галка.
2-й р е б е н о к. Лампа.
3-й р е б е н о к. Стол.
4-й р е б е н о к. Шалаш.
- Хорошо. Теперь рассмотрите звуковые схемы на доске и поставьте свою картинку под нужную схему.
Дети выполняют задание. Педагог оказывает им необходимую помощь.
Дети возвращаются на свои места.
- Молодцы! Это было сложное задание. А какой общий согласный звук есть во всех этих словах?
Д е т и. Звук [л].
II.Основная часть
- Об этом звуке, звуке [л’] и букве, которая их обозначает, мы и поговорим сегодня, почитаем и поиграем.
1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл.
-Посмотрите на картинку в верхней части правой страницы слева вы видите букву Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь.
-Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?
Д е т и. Значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].
- Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите
по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [л] и [л’].
Д е т и. Звуки [л] и [л’] — звонкие.
- Верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Лук Лариса поливала,
Поскользнулась и упала.
- Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Лл.
Дети выполняют задание.
- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку
в нижней части страницы. Найдите двух животных со звуком [л’] в названиях
и трех — со звуком [л]. Перечислите их.
Д е т и. В названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк
и белка есть звук [л].
- Возьмите светофорчики и фишки.
- Давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень.
Воспитатель по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место зву-
ка [л’] на светофорчике.
- Теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка.
Воспитатель по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [л] на светофорчике. Затем педагог убирает светофорчики и фишки.
- А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й р е б е н о к. Лак.
2-й р е б е н о к. Лук.
3-й р е б е н о к. Лоб.
4-й р е б е н о к. Лом.
1-й р е б е н о к. Пол.
2-й р е б е н о к. Лужа.
3-й р е б е н о к. Лыжи.
4-й р е б е н о к. Луна.
1-й р е б е н о к. Липа.
2-й р е б е н о к. Лиза.
3-й р е б е н о к. Лиса.
4-й р е б е н о к. Лимон.
1-й р е б е н о к. Булка.
2-й р е б е н о к. Галка.
3-й р е б е н о к. Потолок.
4-й р е б е н о к. Купили.
1-й р е б е н о к. Бублик.
2-й р е б е н о к. Пили.
-Прочитайте и слова под картинками.
3-й р е б е н о к. Лом.
4-й р е б е н о к. Волы.
1-й р е б е н о к. Скалка.
2-й р е б е н о к. Фиалка.
3-й р е б е н о к. Суслик.
4-й р е б е н о к. Скакалка.
П е д а г о г. И наконец, прочитайте предложения.
3-й р е б е н о к. Лиза купила лимоны.
4-й р е б е н о к. Клава и Лида пили лимонад.
1-й р е б е н о к. Слава ходит с флажком.
2-й р е б е н о к. Мила полола лук.
Педагог оценивает работу детей, предлагает им закрыть буквари и убирает их.
2. «Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради.
- Откройте тетради на с. 17.
-Что вы видите в верхней части страницы?
Д е т и. Лук, лопату и букву Лл.
- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
- Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку
снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз справа
налево. «Напишите» так же букву Л в воздухе.
Дети «пишут» букву Л в воздухе.
- Теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.
- Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке.
Дети читают и под контролем педагога пишут слова.
- Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.
3. Подвижная игра «Птичьи пятнашки». Координация речи с движением, развитие ловкости, подвижности.
Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Один ребенок-водящий садится на стульчик в дальнем конце помещения.
Стриж летает по-над кручей, Бегут по кругу на носочках, расставив руки.
Галки стаей — ниже тучи, Бегут, совершая взмахи руками.
Два грача по пашне ходят,
Червяков в земле находят.
Идут, заложив руки за спину, совершая ритмичные кивки головой.
Страшный ястреб
вдруг мелькнул,
Водящий встает, вбегает в круг.
Тенью птичек он спугнул. Дети разбегаются по помещению.
Раз, два, три! Водящий пытается их запятнать.
Птиц лови! Дети убегают за линию, за которой нельзя пятнать.
4. Упражнение «Закрась квадрат».
Воспитатель предлагает детям вернуться за столы и перевернуть страницу.
- Что нарисовано в верхней части страницы?
Д е т и. Лодка, стул, колобок.
- Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под
картинкой квадрат, соответствующий месту звука [л] в названии картинки.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает тетради.
5. Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового
анализа слов.
Воспитатель помещает на мольберт картинку с изображением иглы, ставит
на стол контейнер с фишками для звукового анализа.
- Что это и кому этот предмет нужен?
Д е т и. Это игла. Она нужна швее.
- Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ,
выложите звуковую схему слова.
Дети выполняют задание самостоятельно. Педагог при необходимости
задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки
в контейнер и убирает его и картинку.
6. Упражнение «Веселый круг». Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
- Следующая игра называется «Веселый круг». Будем бросать
мяч друг другу по кругу и вспоминать слово, которое начинается с последнего
звука предыдущего слова. Постарайтесь, чтобы во всех словах был звук [л].
Стол.
1-й р е б е н о к. Лодка.
2-й р е б е н о к. Акула.
3-й р е б е н о к. Алфавит.
4-й р е б е н о к. Тулуп.
- Вот так молодцы! Поаплодируйте себе.
Дети аплодируют. Педагог убирает мяч.
7. Игра «Чудо-дерево».
Воспитатель помещает на магнитную доску пособие «Чудо-дерево» с закрепленными на нем с помощью «липучек» слогами: лу, на, ли, па, пал, ка, по, ля.
- И напоследок игра, которая вам так понравилась.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
А на листочках дерева — слоги. Попробуйте все вместе составить из этих
слогов слова.
Дети выполняют задание.
- Прочитайте полученные слова.
Д е т и. Лу-на, ли-па, пал-ка, по-ля.
- Отлично!
Воспитатель убирает изображение дерева с доски.
III.Заключительная часть.
Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли,
высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии.