Елена Викторовна Проскуряк
Конспект занятия по обучению грамоте «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Слова, Звуковой анализ слов, Деление слов на слоги“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Образовательная. Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов. Развивать способность соотносить конкретные слова с 4-х и 5-ти звуковыми схемами.
Развивающая. Развивать связную речь закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление.
Воспитательная. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Интеграция образовательных областей: коммуникация (обучение грамоте); познание (формирование целостной картины мира); социализация (вступление в диалог со взрослым и друг с другом, внимательно слушать и не перебивать товарища).
Материалы: предметные картинки, звуковые схемы, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, конверты с заданиями, кроссворд, домики с предложениями, ключи со схемой предложений.
Ход занятия:
-Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране правильной речи. Мы покажем, как правильно умеем произносить звуки, соединять их в слоги, читать слова.
- Наша речь состоит из слов, а слова из звуков.
- Какие бывают звуки?
Дети отвечают (гласные – ударные и без ударные, согласные – твердые и мягкие)
- Какие звуки называются гласными?
Дети отвечают. (Звуки, которые произносятся голосом, не встречая преград во рту и их можно петь и тянуть, называются гласными.)
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
-Какие звуки называются согласными? Ответы детей. (Звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов и языка называются согласными.)
-Согласные могут быть твердыми и мягкими.
- Каким цветом мы обозначаем твердые и мягкие согласные? (синим и зеленым)
-Как звучат мягкие звуки?
Ответы детей (Мягкие звуки звучат повыше, звучанье у них нежней. А твёрдые -грубей и ниже.)
-Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.)
- А сейчас мы сделаем звуковой разбор слова. Отгадайте какого.
Белоснежная девица,
На снежинки мастерица,
Лёд, сугробы ткёт, сама
Называется.. (Зима)
(Выполняется звуковой анализ слова. Воспитатель делает у доски, дети на своих местах.)
-Давайте определим количество слогов, прохлопаем слово зима. Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук. (прохлопывается слово).Сколько раз мы хлопнули (два раза).Посмотрите, сколько гласных звуков в слове? (два).Назовите их. (И и А).Сделайте вывод. Сколько в слове слогов (в слове два слога).Осталось только определить ударный слог.
-Ребята, что вы можете рассказать о зиме? Какая она?
Кроссворд
Вы любите отгадывать кроссворд? Сейчас мы с вами этим и займемся. (Переходим на ковер)
с н е ж и н к а
с н е г
д е к а б р ь
г о р к а
м о р о з
в ь ю г а
и н е й
к о н ь к и
Что за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно!
Все его зимой боятся
- Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице …
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья …
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет.
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?
-Кто сможет прочитать слово, которое получилось? (читающие дети читают слово "снеговик"). Давайте прохлопаем слово. Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове? (в этом слове три гласные). Значит сколько слогов в этом слове? (в этом слове три слога). Давайте произнесем слово с ударением.
Физминутка "Зима"
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Ключ к домику
-Ребята, я приготовила вам еще одно интересное задание. Нужно подобрать ключ к домику. Это задание мы будем выполнять в группах. (4группы)
(На домиках изображена звуковая схема слов, а на ключах – слова. Слова : шапка, шарф, лыжи, санки)
-Каждая группа должна взять ключ и сделать звуковую схему слова, напечатанного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого домика.
- Какой звук встречается чаще других?
- Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?
-Какое здесь еще есть слово со звуком, который всегда бывает твердым?
Игра "Живые звуки" со словом "мороз", "стужа".
Игра "Светофорчики" Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный, если гласный звук-красный.
Игра "Какой звук заблудился"
На глазах у детворы,
КрыСу красят маляры.
Писем мы не написали-
Тучку целый день искали.
На Волке- сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко.
Прочитай слово
-И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Молодцы!
-Прекрасно, на этом наше занятие подходит к концу. Ребята, кто скажет, что вам понравилось на занятии? Что было сложного? Что самое интересное? (ответы).
-Я могу сказать, что мне очень понравилось, как вы занимались сегодня. Были все активны. Хорошо и правильно отвечали на вопросы. На этом занятие закончено. Спасибо за внимание!