Дарья Смольянинова
Конспект занятия по нравственно-экологическому воспитанию «Берегите зеленую красавицу»
Программное содержание:
1. Уточнить и расширить представления детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев. Лес – общий дом для растений и животных. Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т. д.). Закреплять отличительные признаки.
2. Развивать фантазию, логическое мышление, умение решать противоречия, умение делать умозаключения и открыто высказывать свои идеи.
3. Воспитывать интерес к жизни леса. Учить бережно относиться к лесу, растущим деревьям.
4. Воспитывать желание защищать природу.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-экологическому воспитанию „Берегите зеленую красавицу“» размещена в разделах
5. Расширять словарный запас воспитанников словами : хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовка.
Материалы: Семена ели, деревянные палочки, горшочки с землей, материалы на фланелеграф, шишки ели, сосны, кедра, веточки, картинки с изображением деревьев, экологическое полотно, лисёнок Тёпа, плоскостные изображения деревьев, маски лесных обитателей, мультик «Зима в Простоквашино».
Ход занятия:
Воспитатель (далее В.) : Ребята к нам в гости сегодня пришел лисенок Тёпа. Он мне рассказал, что у них каждый раз под Новый год уменьшается количество елок. И лесные обитатели от этого очень страдают.
В. : Ребята, а что за обитатели леса? Кто это такие?
Дети: (ответы детей).
В. : Все правильно, молодцы ребята.
А давайте мы с вами попробуем попасть в зимний лес, но для этого мы превратимся в лесных обитателей. Одеваем маски. Вот как здорово, сколько вас стало много, но, чтобы не нарушить их покой, мы тихонько с вами совершим прогулку по зимнему лесу. Выберите себе домик под любым деревом.
-Зайчик! Ты под каким деревом выбрал себе домик?
-А ты волк?
Дети: ответы.
В. : А что же это за полянка, это волшебная полянка и на ней за каждый правильный ответ будет вырастать елочка. Ребята, скажите, как назвать лес, в котором растут елки, сосны, туи.
Дети: Хвойный лес.
В. : Ребята, лисенок Тёпа приготовил для вас загадку, послушайте пожалуйста:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (Елочка)
В. : Ребята, давайте мы расскажем лисенку, все что мы знаем о ели.
Дидактическая игра «Какая Ель»
Вопросы детям:
-чем ель отличается от сосны;
-чем настоящая елка отличается от искусственной;
Дети: ответы.
Сообщение о ели:
Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Лисенок Тёпа сидит, что-то считает на пальцах.
В. : Тёпа, а что ты делаешь?
Лисенок: Да вот считаю, сколько лет елочке. Как узнать?
В. : Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растете медленно, поэтому молодые елочки надо беречь.
Е ещё ель очень полезное дерево. Оно издает приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым.
Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.
В. : Ребята, а давайте с лисёнком поиграем в игру «Хорошо, плохо»
В лесу и так очень много деревьев, может елочки лишние, поэтому их и вырубают. А давайте мы теперь посмотрим, что думают по этому поводу герои мультика «Простоквашино».
В. : А что вы думаете лесные гости, нужны лесу елки? (Подготовленные дети высказывают свои ответы).
Ребёнок «Лиса» : Мне нужна елочка для того, что моя нора находится под корнями ели.
Ребёнок «Заяц» : Я люблю в зимнюю пору грызть кору с ели, она пахучая, смолистая и очень полезная для меня.
Ребёнок «Белка» : А я всю зиму прыгаю с елки на елку и лакомлюсь еловыми шишками.
В. : (Вывод) В лесу очень важны и полезны елки, и поэтому люди специально для новогоднего праздника выращивают елки в специальных питомниках.
В. : Ой, а что ты там шепчешь Тёпа? Ребята, а мне Тёпа предложил, что бы мы с вами сделали мини-питомники.
Посадка семян ели (перед посадкой необходимо вспомнить, как производить посадку, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода).
Рефлексия: Елочка зеленая – мне очень понравилось
Елочка жёлтая – мне не понравилось.