Ирина Гриднева
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Дети на войне»
▼ Скачать + Заказать документы
(Урок в музее)
Цели:
- Расширить представление детей о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., о героях войны, о том, что народ чтит их память до настоящего времени;
- формировать патриотические чувства у детей посредством знакомства с подвигом народа, в том числе на примере детского мужества во время Великой Отечественной Войны;
-приобщить к элементарным общепринятым нормам поведения в музее.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе „Дети на войне“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Рассказать и показать на примерах жизни и подвига детей во время Великой Отечественной войны о суровых 1941-1945 годах прошлого столетия (в том числе на примере жизни нашего земляка- летчика-космонавта Феоктистова К. П.);
- подвести к пониманию того, что народ хранит и должен продолжать хранить память о людях, которые привели нашу Родину к победе, что Россия стремиться к сохранению мира на Земле;
- вызвать эмоциональный отклик у воспитанников;
- дополнить и расширить знания детей об истории родного края;
-продолжать учить детей анализировать и обобщать полученные знания с помощью приема синквейн;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: мини-музей в чемодане и в нем: папка-передвижка «Дети войны (фотографии детей у станка, выступающих в госпитале, участвующих в боевых действиях); фотокопия плаката «Родина-мать зовет»; фотокопия извещения о смерти;репродукция картины "Даже не снилось. 22 июня 1941" художника В. Ф. Папко; книги о пионерах – героях, аудиоколонка, флеш-носитель, ноутбук, указка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычная встреча - мы пришли в Краеведческий музей. Как вы думаете, о чем и о ком можно узнать здесь?
Ответы детей.
Воспитатель:Действительно, название - Краеведческий, говорит о том, что в этом музее живет история нашего родного края, нашеймалой Родины. Здесь каждый зал своими экспонатамипоможет рассказать и показать нам события, которые происходили на Воронежской земле давным-давно и совсем недавно. О них на протяжении всего времени люди хранят память.
Но, прежде чем мы окунемся в историю, давайте вспомним правила поведения в музее.
Ответы детей.
Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете все эти правила,и,конечно- же будете их соблюдать.
Воспитатель приглашает детей в один из залов музея.
Ребята, я уже говорила вам, что о всех наиболее значимых событиях прошлого люди хранят память. Сейчас мы будем говорить о событии, которое навсегда останется в памяти многих людей, не только воронежцев, но и всех, кто живет на земле. Это-Великая Отечественная война 1941-1945 годов прошлого 20 века.
Представим июньскую ночь 1941 года, самую короткую в году, т. е. 22 июня. Люди мирно спят. И вдруг тишину ночи разрезает гул военных самолетов и грохот разрывающихся авиационных бомб. Так неожиданно и вероломно началась Великая Отечественная война для жителей многих городов нашей большой страны.
Воспитатель обращает внимание детей на заранее выставленную репродукциюкартины «Даже не снилось» художника Папко В. Ф., объясняя им, что люди мирно спят, а вражеские самолеты уже несут на своих крыльях горе в их жизнь.
Воспитатель: Но так было не везде. Наша страна большая по протяженности ивойна пришла не во все города сразу. В воскресный день 22 июня люди продолжали мирно жить, по радио шли воскресные передачи,звучала музыка. (Воспитатель показывает детям радиорепродуктор и приемник того времени из экспозиции Краеведческого музея).
Внезапно музыка прервалась (воспитатель предлагает внимательно вслушаться в слова, и раздался голос радиоведущего (звучит голос Левитана из аудиоколонки)
Воспитатель: Ребята в этом обращении мы слышим фразу «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» Эти слова разлетелись по всей стране!
Воспитатель приглашает детей в следующий зал, походу обращает внимание детей на некоторые экспонаты вооружения Красной армии, на фото и плакаты из экспозиции Краеведческого музея.
Воспитатель:С началом войны на улицах городов стали появляться плакаты (подводит детей к плакату «Чем, ты помог фронту?» размещенному в зале экспозиции, и так же обращает внимание на копию плаката «Родина-мать зовет!» из музея-чемодана).
- Кто же поднялся на правое дело? Кто откликнулся на призыв Родины о помощи?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, все поднялись на защиту своей земли, от мала до велика. Никто не оставался равнодушным к страшной беде, которая пришла на родную землю.
Вы, наверное, заметили, что я пришла сюда с большим старым чемоданом. Он будто из стихотворения Татьяны Лавровой:
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потёртый, забытый.
В нём хранятся обрывки историй.
У него, такого немого свидетеля тех далеких лет, непростая история.
Однажды у своих родителей дома я разбирала кладовку и нашла старый чемодан, он был пуст, и я подумала, что его можно выкинуть, но прежде решила спросить у мамы. Ответ меня очень удивил: «Ты что, нив коем случае, пусть лежит!». И она поведала мне такую историю.
«Давно это было, моя бабушка с дочкой переезжала из старого барака (поясняет значение слова «барак») города Краснодара в Воронеж. Сборы были хлопотными, в комнату постоянно заходил кто-нибудь из соседей и предлагал свою помощь, сумки или коробки, для того, чтобы упаковывать вещи. Когда почти все вещи были собраны, в дверь еще постучали. Бабушка открыла - на пороге комнаты стояла соседка, которая совсем недавно въехала в одну из комнат барака. В руках у нее был чемодан. Она прошла, несколько секунд помолчала и со слезами на глазах заговорила: «Маруся, я хотела Вас попросить, возьмите,пожалуйста, с собой этот чемодан! Он Вам сейчас нужнее, чем мне. Вы сложите в него оставшиеся вещи. Только не выбрасывайте его, пожалуйста, когда он уже не станет Вам нужен.
Когда мой младший сын уходил на фронт, он хотел его взять с собой. Сложил в него вещи, которые, казалось, были ему необходимы. Но кладь оказалась тяжелой, неподъемной мальчику. Так и остался стоятьчемодан в коридоре. У меня никого не осталось, я живу одна. Когда меня не станет, чемодан просто выбросят, а мне хотелось бы, что бы память о моем сыне жила, ведь он так и не вернулся с войны. У вас дочка и когда-нибудь будут внуки, расскажите им историю этого чемодана, что бы и они знали о том, как в 12 лет можно стать героем, а у меня останется последнее известие о моем сыне - похоронка, где написано: «Погиб при выполнении боевого задания, проявив геройство и мужество» (достает из чемодана фотографию похоронки, показывает детям).
Это история очень тронула меня, и я решила превратить его в мини-музей, что бы он мог рассказывать эту и многие другие истории о детях, которые наравнес взрослыми добывали долгожданную Победу.
Мальчик берет из чемодана первое письмо:
Мама, прости, я ухожу…
И буду мстить им за отца и брата.
А ты моя родная не грусти,
Я знаю прав,
И чувствую так надо!
Хотел я взять с собою чемодан
В него закинуть книг своих любимых,
Отцовский нож, рубашку и пиджак,
И пару брюк, и Лешкин теплый свитер.
Но все оставил, взял лишь только нож,
И фото, где семья наша у моря
А ты не плачь, победа впереди,
Тебя люблю, прощай! Сынок твой-Коля.
(автор- воспитатель Гриднева И. М.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем могли помочь дети в таком не детском деле, как война?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, с началом войны у детей того времени закончилось детство и многим пришлось повзрослеть.
Мальчик в пилотке и плащ-палаткеберет из чемодана и читает стихотворение:
Мне от роду всего 12 лет, но я лежу в засаде с автоматом,
Родных моих в живых давно уж нет, а я вот выжил, и спасен комбатом.
Мы с ним прошли совсем нелегкий путь, он как отец мне,
Может даже больше. Сражались мы всегда плечом к плечу
Я - у Рейхстага. Он - погиб под Польшей.
(автор – воспитатель Гриднева И. М.)
Воспитатель: Перед нами ожила история одного из мальчиков, о чем она?
Ответы детей.
Воспитатель: Очень часто дети попадали на фронт и принимали участие в боевых действиях. Кто-то, как мальчик Коля, убегал на фронт, чтобы сражаться, как сражались отцы и братья, попадал в военную часть и становился сыном полка.
(Воспитатель рассказывает историю Жоры Артеменкова и показывает видеоролик на ноутбуке). Это только одна из историй, а было их очень много, юных и маленьких героев,которые помогали приблизиться к победе (показывает фото подборку с портретами пионеров-героев, об их подвигах написана ни одна книга (воспитатель показывает книги).
Воспитатель: Дети помогали дойти до заветной победы, не только участвуя в боевых действиях. Как вы думаете, что еще могли они сделать для этого?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что нам расскажет об этом следующий экспонат из нашего чемодана.
Одна девочка достает флейту, а другая читает стихотворение:
А там, в саду, за нашим, домом был расположен медсанбат.
В боях израненным солдатам, кто- чем ходили помогать.
И мы с подружкой, рано утром, стремглав бежали выступать,
Она играла им на флейте, а я любила танцевать.
(автор – воспитатель Гриднева И. М.)
(После стихотворения вторая девочка играет на флейте)
Воспитатель достает из чемодана папку-передвижку сфотографиями детей, выступающих в госпитале перед ранеными, ставит перед детьми для просмотра и обсуждения.
Воспитатель: Очень часто дети приходили к раненным в госпитали и выступали перед ними, чтобы хоть немного отвлечь их от боли, которую причиняли им раны, полученные в боях; под их диктовку писали письма родным; помогали медсестрам.
Мальчик в фартуке рабочего и кепке, достает нарукавники, надевает их, читает стихотворение:
Мне девять. Но закончились давно, те дни, которые зовутся детством.
Там было так свободно и легко и боли детской не было в них места!
Сейчас я на работу выхожу, едва-едва проснется в небе солнце,
Я у станка вместо отца стою, а вместо брата - мой дружок Сережа.
И пусть непросто к этому привыкнуть, ведь хочется играть нам как всегда,
Мы знаем- это нужно для Победы! И помощь наша фронту так нужна!
(автор – воспитатель Гриднева И. М.)
Педагог обращает внимание детей на фото, которые находятся в папке передвижке, где дети работает у станков, в поле.
Воспитатель: Дети воевали, трудились, выступали с концертами для раненных в госпиталях.
А как вы думаете, почему детям приходилось трудиться в военные годы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мужчины ушли на фронт, а в тылу остались женщины, дети и старики. Старые люди не всегда могли трудиться, и непосильный труд ложился на плечи женщин и детей.
В наш город тоже ворвалась война.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд в зале Краеведческого музея с изображение контрнаступления на территории Воронежской области, говорит о том, что на территории города шли ожесточенные бои.
- Наш родной город Воронеж был разрушен во время авиационных налетов и ожесточенных боев. Так же как все дети нашей огромной страны юные воронежцы до прихода немецко-фашистских захватчиков работали на заводах города. После освобождения Воронежа от врага, наравне с взрослыми помогали в разборах завалов, а потом и на восстановлении города.
Всепереходят к стенду из экспозиции Краеведческого музея с фотографиями героев, защищавших город Воронеж. Среди них фотография космонавта Константина Петрович Феоктистова.
Воспитатель: На этом стенде мы видим фотографии героев, которые принимали участие в освобождении нашего города. В память о тех подвигах их именами названы улицы Воронежа. Я хочу обратить ваше внимание на одну из этих фотографий – это наш земляк (поясняет значение слова «земляк»).
Наш герой-Константин Петрович Феоктистов. Когда ему было пятнадцать лет, мирных жителей эвакуировали из захваченного немцами Воронежа, но пятнадцатилетнему Косте Феоктистову это было не по душе, и он сбежал на фронт. Служил разведчиком при войсковой части и вот, что он рассказывает о своей службе (воспитатель включает видеоролик на ноутбуке).
Потом, когда закончилась война, Константин Павлович стал летчиком-космонавтом, инженером-разработчиком космических кораблей и орбитальных станций, получил звание Герой Советского Союза (так раньше называлась наша страна). Наш отважный земляк, став взрослым, выбрал для себя профессию, которая требует немалого мужества. Его имя носит одна из улиц нашего города. (предлагает детям вместе с родителями посетить экспозицию краеведческого музея, расположенную в других залах, посвященную работе известных людей города Воронежа в освоении космоса).
Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о детях, которые совершили подвиги во время Великой Отечественной войны. И не важно, где пришлось им сражаться в бою, работать в поле, у станка, на разборах завалов, мы всегда будем помнить о том, что они наравне с взрослыми шли к Победе! Благодаря такой сплоченности народа мы с вами сейчас живем в мире.
А чем бы мы с вами могли пополнить наш мини-музей в чемодане?
Ответы детей.
Воспитатель:Хорошо. А я предлагаю вам создать Книгу благодарности, в которой все, кто откроет наш мини- музей, смогут написать слова признательности тем, кто подарил нам Победу. А мы с вами сегодня продумаем, как она будет выглядеть, и какой будет первая запись в ней.
Воспитатель предлагает оформить одну сторону обложки книги в духе войны, а вторую в духе победы. Задает детям вопросы:
- Какого цвета война, а какого цвета победа?
-Какой у войны запах, а какой у победы?
-Какие звуки нам расскажут о войне, а какие о победе?
Обобщают все вместе, что за обложки получаться. Воспитатель предлагает детям придумать первые строки, как маленькие нерифмованные стихотворения.
Первые слова - «дети войны». Затем все вместе придумывают слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и выбирают два самых точных слова. Следующая задача - назвать три слова, которые расскажут, что делали эти дети? В конце - одно слово, описывающее, кто же они, все эти дети.
Воспитатель: И последняя строчка в нашем послании должна говорить очень четко, что мы хотим сказать этим детям.
Воспитатель фиксирует в ноутбуке все, что получилось.
- Ребята, а когда мы вернемся в детский сад, то оформим эту книгу и сделаем в ней первую запись. Положим книгу в наш чемодан к остальным экспонатам и расскажем всю историю его появления другим ребятам в нашем детском саду и вашим родителям. И может, быть они тоже напишут в эту книгу слова благодарности маленьким героям большой войны. Так и будет наш мини-музей наполняться новыми историями и сохранять память о бессмертном подвиге великого народа. Ведь музеи и создаются для того, чтобы напоминать людям о прошлом.