Жданова Елена
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Дни воинской славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Дни воинской славы»
Задачи:
-продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в
получении исторических знаний.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Дни воинской славы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
-познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена.
-воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
Наглядный материал:
- портреты М. И. Кутузова, Наполеона, Василисы Кожевниковой, Дениса Давыдова, Багратиона, Барклая де Толли.
- иллюстрации с изображением Бородинской панорамы, памятника Кутузову, Триумфальной арки, Храма Христа Спасителя.
Воспитатель : У всякого народа есть своя история, а в истории есть моменты, по которым можно судить о силе духа и величии народа. Россия – страна богатая и красивая - это наша Родина, а русский народ – смелый и мужественный.
Воспитатель : Ребята, а что значит для вас Родина?
Дети: Это место, где мы родились, где живут наши родные.
Воспитатель : Молодцы, правильно ответили. Но были времена, когда наша Родина была в опасности. Это было давно, 209 лет назад. Кто из вас знает, что это была за война?
Дети: Война с французами, Отечественная война 1812 года.
Воспитатель : Я предлагаю совершить путешествие в прошлое нашего города. Ведь самое знаменитое «бородинское» сражение произошло в селе Бородино близ города Можайска. Закройте глаза и отправляемся в путь. (Звучит музыка. Показ слайдов: портреты исторических личностей и репродукция Бородинского сражения).
Первая станция нашего путешествия Историческая.
Показ портрета Наполеона. Воспитатель :
В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон.
Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать.
Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы.
Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его.
Наполеон мечтал подчинить себе Россию, а там и Индию и Китай.
И вот напал он на Россию. Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу.
Война с Наполеоном, с французской армией получила Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.
Показ портрета М. И. Кутузова.
Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов.
Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном.
Солдаты любили и уважали Кутузова.
-«Пришел Кутузов бить французов!» - так гордо говорили солдаты российской
армии, когда он стал главнокомандующим.
Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино близ города Можайска
в 124 км от первопрестольной русской столицы Москвы.
Там произошло самое знаменитое «бородинское» сражение.
Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть.
8 сентября 1812 года произошло Бородинское сражение.
Это было страшное сражение! Только темная ночь остановила бой.
Знаменитый русский поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино»,где описал чувства патриотизма русских солдат.
Послушайте небольшой отрывок (Ребенок читает отрывок).
«И вождь сказал перед полками:
-Ребята, не Москва ль за нами?
Умрите ж под Москвой,
Как наши братья умирали
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.»
Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было
под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»
Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить,
чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу.
«С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна» -
эти слова Кутузова вошли в историю.
Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее.
Французская армия, однако, не могла долго находиться в Москве.
Приближалась зима, а французы оказались к ней не готовы.
И пришлось им оставить Москву и отступить. Голодные и холодные
брели они по русской земле. А русская армия набралась сил, ударила
по врагу и победила его.
Воспитатель : Ребята, почему французская армия потерпела поражение?
Дети: Потому что им никто не помогал. Они замерзли. Русский народ
и солдаты были смелые и храбрые.
Воспитатель : Наше путешествие продолжается и оправляемся дальше.
(Звучит музыка. Воспитатель меняет слайды.)
Воспитатель :
Вторая станция – Героическая. Ребята, кого можно назвать героями войны?
Дети: Люди, солдаты, которые защищали Родину.
(Слайды с портретами героев войны.)
Воспитатель : Во время этой войны с французами было много героев. Помощниками Кутузова были талантливые маршалы и генералы. Вот портреты Барклая де Толли, Багратиона.
Все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества. Они создавали партизанские отряды. Одним из таких отрядов руководил гусар Денис Давыдов. Он был смелым, веселым, писал стихи. (Показ портрета).
Одна простая женщина, Василиса Кожина, подняла на борьбу с врагом женщин, и они смогли взять в плен много французов. (Показ портрета).
-Ребята, о каких героях вы узнали?
Дети: О генералах Багратионе, Барклае де Толли, о гусаре Д. Давыдове.
Воспитатель : Давайте продолжим наше путешествие.
Воспитатель : Станция Памятная. Ребята, как наш народ во все времена сохранял память о войнах, об исторических событиях?
Дети: Строил памятники, храмы, писали картины, сочинял стихи, песни.
(Слайды с иллюстрациями памятников войны.)
Воспитатель : Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог в победе над французами. В Москве есть Триумфальные ворота. Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – это значит победа. Поэтому ворота так и называются – Триумфальные.
В Можайске тоже помнят героев Отечественной войны 1812 года.
В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположился музей. Здесь хранятся орудия поля боя, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими знаменам русские полки шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. Тысячи россиян приезжают сюда каждый год, чтобы почтить память своих соотечественников, отдавших жизнь за Родину. В память о мужественных защитниках города, ополченцах и русских солдатах поставлены сегодня на Поклонной горе памятники и храм.
Воспитатель : Ребята, нам пора оправляться дальше.
Воспитатель : Следующая станция - Игровая.
Мы с вами узнали, что взрослые в те времена воевали с врагами, а как вы думаете, чем занимались
во время отдыха от военных действий?
Ответы детей.
Воспитатель : А еще они любили играть, померятся силой. Сейчас мы с вами поиграем в игру,
того времени. Она называется «Перетягивание каната» (Воспитатель объясняет правила игры).
• Заключительная часть:
•Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие. О чем вы узнали на сегодняшнем занятии?
• Дети: Об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении.
•Воспитатель : Кто победил в этой войне?
• Дети: Россия, русский народ.
•Воспитатель : Кто руководил французской армией, а кто русской?
• Дети: Русской армией командовал Кутузов, французской – Наполеон.
•Воспитатель : Какое самое известное событие той войны вы знаете?
• Дети: Бородинское сражение.
•Воспитатель : О каких народных героях вы узнали?
• Дети: Багратион, Кутузов, Давыдов.
•Воспитатель : Какие памятники были построены в честь победы над французами?
• Дети: Триумфальные ворота, Храм Христа Спасителя
•Воспитатель : С какой игрой мы с вами познакомились?
• Дети: Русской народной игрой-забавой «Перетягивание каната».