Александра Богданова
Конспект НОД в средней группе «Растворимость веществ в воде»
Цель:
1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.
2. Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
4. Развивать исследовательскую деятельность детей.
Демонстрационный материал:
Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Растворимость веществ в воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Беседа с детьми о значениях и свойствах воды, просмотр мультфильма «крокодил Гена и Чебурашка чистят речку».
Материал: Вода в стаканчиках на столе у каждого, ложечки, тарелочки каждому; вещества : сахарный песок, песок, стиральный порошок, камни.
Проблемный вопрос: Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?
Ход занятия:
(Дети выходят из спальни, и садятся за столы, на столе Воспитателя стоит большая Капелька)
Воспитатель (показывает картинки) : Скажите, ребята, дождь, снег, иней, роса - это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты с водой. Но ребята, посмотрите к нам в гости кто-то пришел. Кто это? (Капелька воды)
Верно, наша знакомая Капелька воды. С собой Капелька принесла «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? (Капелька постепенно достает пакетики с веществами, воспитатель спрашивает у детей что это)
Дети: Сахарный песок, песок, стиральный порошок, камешки.
Воспитатель: Капелька, а зачем ты все это к нам принесла?
Капелька: Вы знаете, болтливые сороки на крыше, рассказали мне, что все эти вещества растворяются в воде, и я решила показать это ребятам.
Воспитатель: А ты уверена, Капелька, что все эти вещества растворяются в воде?
Капелька: Да, можете проверить.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?
Дети: Да/Нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Верно. Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она? (дети берут со стола стакан с водой)
1. Посмотрите на нее (бесцветная).
2. Понюхайте (без запаха).
3. Попробуйте (без вкуса).
4. Переливает в другой стакан (текучая).
Вот сейчас мы вместе с Капелькой проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать при экспериментировании.
(Воспитатель показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,
- нельзя брать их в рот,
- трогать после опыта глаза руками,
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
- мыть руки после окончания опытов.
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.
Дети: Сладкая! Вкусная!
Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)
Воспитатель: А если мы добавим соль, какого вкуса станет вода?
Дети: Соленого!
Воспитатель: Правильно, а ее можно пить? (Да) Верно, соль мы добавляем, когда варим, например, суп, и он становится соленый.
Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?
Дети: Не растворился.
Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?
Дети: Мутная, грязная…
Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество). Ребята покажите Капельке свои стаканчики. Вот видишь, Капелька, речной песок не растворяется в воде, запомни это!
Капелька: Что-то я устал ребята, мне бы отдохнуть…
Воспитатель: Ребята, Капелька предлагает нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе с ней.
Физкульт. Минутка:
Лейся, лейся, дождик (показываем ручками сверху-вниз как льется дождь)
Мы с тобою дружим. (обнимаем себя)
Хорошо шагаем (имитируем шаг)
Мы с тобой по лужам.
А теперь насос включаем,
Воду из речки качаем. (показываем, как будто включаем насос)
Влево - раз, вправо - два. (поворот на лево, на право)
Потекла ручьем вода. (ручки внизу показывают, как течет вода)
Воспитатель: Очень интересная разминка Капелька, спасибо, а мы продолжим наш эксперимент.
Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?
Дети: Вода + стиральный порошок.
Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?
Дети: порошок растворяется, отстирывает грязь; песок не растворяется, пачкает одежду.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?
Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.
Воспитатель: Что стало с порошком?
Дети: Он растворился.
Как вы думаете, ребята, а эту воду можно пить?
Дети: Нет! Это не съедобное вещество.
Воспитатель: Верно, молодцы! Ребята возьмите ложечки и добавьте теперь последнее наше вещество, это камешки, что произошло с водой?
Дети: Ничего не произошло.
Воспитатель: Правильно ребята, ничего не произошло. Потому что камни не растворяются, они тонут в воде. Посмотрите, они оказались на дне стакана, почему как вы думаете ребята?
Дети: потому что камни тяжелые…
Воспитатель: Правильно, вы молодцы. Ну, ребята, давайте напомним Капельке, какие вещества растворились в воде, а какие нет.
Дети: Стиральный порошок, сахарный песок, соль - растворяются, а речной песок и камни - нет.
Воспитатель: Вот видишь Капелька, все-таки не все вещества растворяются в воде.
Капелька: Да, теперь я поняла, что нельзя доверять болтливым сорокам, и нужно все проверять самой.
Воспитатель: Дети, итак, сегодня, мы с вами познакомились с одним из свойств воды - растворимостью.
Ребята, вы сегодня хорошо поработали, вы все молодцы! А Капельке пора уходить, скажем ей до свидания!
Дети: До свидания!