Клара Кузнецова
Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии с использованием элементов ТРИЗ
Тема: «Что мы знаем о воде»
Подготовила: Кузнецова К. В. воспитатель ГБДОУ№82 Прим. р-на г. С-Пб.
Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить со свойствами воды, используя ТРИЗ- технологии.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.
3. Формировать умение разрешать противоречия.
4. Применять «моделирование маленькими человечками» при решении задач.
Воспитательные:
1. Прививать вкус к творческой работе.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.
2. Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.
Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».
Развивающая среда: Иллюстрации: Капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней на ветке, морозные узоры на окне. Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.
Словарная работа: испарение, таяние
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Педагог:
- Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать.
- Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?
- Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе.
- Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:
Раз, два, три, покрутись
В исследователя превратись.
- Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?
(Дети рассматривают карточки - символы)
Педагог : Ребята, скажите, что обозначают эти символы? ( Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге»)
-Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.
Задание 1:
Игра «Что общего?»
( На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).
Вопросы к детям:
- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках? (На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса)
- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.)
- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное.
- Вы были внимательны и правильно выполнили задание.
Проходите, занимайте места на стульчиках.
Задание 2: Опыты.
Педагог:
- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите свойства воды»
Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы- карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено.
- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.
Опыт «Вода не имеет формы»
- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? (^ Ответы детей). А теперь проверим наши предположения.
Наливаем воду в емкость. Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму)
Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?
Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (^ Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)
В:- Ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование. Подойдите к столам. Посмотрите, что у нас находится на столе (Стаканы с водой, стаканы с молоком, картинка, ложки). Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать что вода прозрачная?
Вывод: Вода - прозрачная.
(Выставляю карточку – схему: вода прозрачная)
3адание 3: Игра «Моделирование маленькими человечками».
- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено?
(Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).
- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой)
- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (^ В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха).
Задание 4: Проблемные ситуации
В: Скажите, ребята, если мы постираем белье и вывесим сушиться на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или пасмурную погоду? (Если на улице, солнечная погода, белье высохнет быстрее.) Солнышко притягивает капельки, капельки нагреваются и превращаются в пар (испаряются).
- Вывод: Вода испаряется быстрее там, где теплее.
Вопросы к детям:
- Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? (Ответы детей)
-Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать). (Выставляю карточки – бережем воду)
Итог:
- Что сегодня показалось самым трудным?
- С какими заданиями мы успешно справились?
(Проводили опыты с водой, составляли с помощью «м м ч» схемы разных состояний воды, узнали свойства воды, помогли Незнайке.)
Оценка работы детей в НОД.