Прядихина Наталья Юрьевна
Конспект занятия по народоведению и краеведению «Наш народ и его корни» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать интерес к национальной культуре, к обычаям и обрядам наших предков, к истории развития нашего народа.
Задачи: Познакомить детей со значением слов «отчество» и «фамилия».
Показать детям единство рода, его целостность в прошлом и настоящем путём составления родословной.
Воспитатель: Ребята, вы не раз читали с мамой и на занятиях сказки, пели народные песенки, разгадывали загадки.
-А задумывались ли вы над тем, кто придумал эти сказки, загадки?
-Откуда взялись слова всем известных песен?
Публикация «Конспект занятия по народоведению и краеведению „Наш народ и его корни“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Народная сказка, песня, танец – это всё достояние культуры нашего народа. Над созданием этих произведений трудилось не одно поколение наших предков.
Планету Земля населяют разные народы.
-Как называется наш город?
Дети: Луганск.
Воспитатель: Представители каких народов живут в нашем городе?
Дети: Русские, украинцы, армяне, евреи и др.
Воспитатель: Каждый из этих народов имеет свою историю, культуру, свои сказки, песни, свои мужские и женские имена. Давайте с вами узнаем кое-что из истории имён.
Старославянские имена очень отличались от тех имён,которые мы употребляем сегодня. Многие имена подарили нам другие народы. Почти все старинные имена содержали в своём звучании явный смысл, что-либо сообщающий о том, кто носил его имя.
Сегодня мы расшифруем ваши имена. Я начну по порядку так как вы сидите за партами:
Мария (евр.)-госпожа, Иван (евр.)-благодать божия, Максим (лат.)-величайший, Илья (евр.)-крепость Господня, Никита (др. греч.)-победитель, Вадим (перс.)-спорщик, Анна (евр.)-благодатная, Артём (греч.)-здоровый,невредимый, Владислав (др. слав.)-владеющий славой, Екатерина (греч.)-чистая, Марк (лат.)-сухой,увядающий, Арина (греч.)-мир, Даниель (евр.)-Бог мой судья, Дарья (перс.)-сильная,побеждающая, Леонид (греч.)-подобный льву, моё имя Наталья (лат.)-природная,родная.
А теперь прослушайте для сравнения славянские имена: Любава, Светла, Беляна, Лада, Забава, Веселина, Малуша, Купава, Неждана; Малыш, Ждан, Курилка, Мураш, Веселин, Стоян, Славен, Гордей.
Мы всегда знаем своё имя, отзываемся на него, наши собственные имена очень разнообразные. От взрослых имён могут быть образованы уменьшительные, ласковые имена-Ляля, Гоша, Маняша, Митя, Ксюша. В компании друзей иногда бытуют прозвища- и в этом нет ничего страшного, если прозвище необидно и не высмеивает недостатки человека- у кого их нет? Однако мы все помним о том, что у взрослого человека есть не только имя-у него есть отчество и фамилия.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, что такое отчество? Какое слово «спряталось» внутри?
Дети: Это папино имя, по нему можно узнать, как зовут папу. Слово «отче».
Воспитатель: В древности слово «отче» означало «отец». Так ещё обращались к старому, мудрому человеку.
Воспитатель: А что такое фамилия? Это слово происходит от лат. Семья,семейство. Это родовое имя, передающееся по наследству. Оно указывает на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от одного предка.
Имя - я
Отчество - мой отец
Фамилия - мой род
Воспитатель: А кто такие предки?
Дети: Наверное, это те, кто жил раньше, перед нами.
Воспитатель: Да, правильно. Давайте попробуем представить, где и как они жили, чем занимались. Для этого посмотрим слайд – фильм «Как жили наши предки».
После просмотра, перед последним слайдом, воспитатель рассказывает детям о родословной и показывает последний слайд где изображена схема составления родословной. Можно дополнительно на доске записать её графическое изображение.
Воспитатель: Каждый род знал свою родословную, потомки гордились предками, заказывали художникам изображения своего «родословного древа», где на каждом листочке и каждой веточке было записано имя предка, а началом, корнем этого древа служило самое древнее, гордое имя, дошедшее до человека из глубины веков. Давайте и мы с вами попробуем составить собственную родословную. Посмотрите на слайд. Это ваше домашнее задание. Здесь изображена схема по которой можно составить родословную. Для её составления воспользуйтесь геометрическими фигурами: круг – Я; треугольник – ПАПА, МАМА, ДЯДЯ, ТЁТЯ; квадрат – БАБУШКИ и ДЕДУШКИ (папины и мамины родители). Я думаю ваши родители с удовольствием помогут вам с домашним заданием.
- Что больше всего вам запомнилось из слайд - фильма?
Ответы детей.
Занятие окончено.