Ирина Шишкина
Творческий проект «Родина — мой род, мой народ»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала воспитатель 1 квалификационной категории:
Шишкина Ирина Павловна.
г. Лангепас 2012 год
Тема проекта: «Родина - мой род, мой народ»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А Сухомлинский.
Пояснительная записка:
Публикация «Творческий проект „Родина — мой род, мой народ“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В данное время отмечается резкое снижение воспитательного потенциала российской многонациональной культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования любви к Родине. А воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни.
Но сейчас в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, а также приоритет материальных интересов над духовными и нравственными ценностями, снизилось воспитательное воздействие семьи. И мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Наши дети – это будущие граждане своей многонациональной Родины, поэтому,
сегодня важно приобщение детей к культуре своего народа через семью, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Это воспитывает в подрастающем поколении толерантность, уважение к традициям и языку другого народа.
В ходе своей педагогической деятельности в последние годы, я заметила, что, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о своей национальности, малой Родине своих родителей, особенностях национальной культуры. Поэтому у меня возникла идея создания проекта в рамках конкурса
«Семья – основа государства»:
«Родина – мой род, мой народ».
Для реализации проекта взяла за основу формирование у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям, к семье и ознакомление с национальными традициями семей воспитанников.
Паспорт проекта:
Вид проекта: Творческий.
Тема:«Родина – мой род, мой народ».
Участники проекта:
Дети старшей группы №5, воспитатели группы №5, родители группы №5, музыкальный руководитель ЛГ МАДОУ ДСКВ №9 «Солнышко».
Сроки проведения:
Проект долгосрочный: январь – май 2012 учебный год.
Актуальность:
Наш город Лангепас называют городом ста национальностей, где все они живут в дружбе и сотрудничестве. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. В нашей группе №5 есть дети башкиры, украинцы, белорусы, чуваши, и русские. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В основу взаимодействия педагогов и родителей мы закладываем принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Наша работа с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Т,Агибалова.
Цель проекта:
Прививать у детей любовь к семье, формировать чувство «родительского дома», как основу любви к Родине.
Задачи:
• Повышение педагогической культуры родителей и воспитанников детского сада;
• Привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности;
• Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Повышение роли семьи в формировании национальных культурно – нравственных ценностей личности ребёнка;
• Возрождение традиций внутрисемейной этики.
• Развитие коммуникативных навыков детей.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:
• Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
• Историческое единство российского народа;
• Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие
Чтобы систематизировать работу с детьми по теме, я провела первичную диагностику.
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Этапы проекта.
1. Подготовительный:
• Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.
• Совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.
2. Разработка проекта:
• Создать развивающую среду в группе: подобрать материалы для бесед, пословицы и поговорки по теме, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
• Подобрать материал для продуктивной деятельности.
• Подобрать фотографии для создания фотоальбомов.
• Составить перспективный план мероприятий по проекту.
3. Практическая часть, выполнение проекта:
Образовательные области Вид деятельности: формы и методы Сроки
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,
«День рождение в семье».
Подвижные игры народов России
Дидактические игры: «Национальные костюмы», «Кому, что нужно для работы».
Строительные игры: «Мой дом» Январь-май
Январь
Январь-Май
Февраль
Познание Беседа с детьми: «Моя семья»
Занятие «В семье единой».
Рассматривание национальных костюмов на картинках.
Составление рассказов «Традиции семьи».
Январь
Февраль
Февраль
Март
Коммуникация Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Творческое рассказывание детей: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие»,
«Мир семейных увлечений», «Семья в отпуске»,
.Фотогазета - «Самые привлекательные и обаятельные»
Январь
Февраль
Март
Март
Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы народов России.
Заучивание стихотворений: «Папе» Т. Прокофьева,
«Посидим в тишине» Е. Благининой,
«В семейном кругу» Т,Агибалова.
Январь-май
Февраль
Март
Апрель
Художественное творчество Фотогазета: «За что я люблю свою маму»
Выставка рисунков: «Моя семья»,
«Папа – воин».
«Мамочка, ты самая лучшая!»,
Выставка «Семейное хобби»
Январь
Февраль
Февраль
Март
Апрель
Музыка «Фестиваль национальных костюмов» (музыкальный праздник, совместно с музыкальным руководителем и родителями группы) (см. фото)
Январь
Совместная работа с родителями. Консультации для родителей: «Истории национальных костюмов народов России»,
«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
"Как создать родословную своей семьи".
Составление альбома «Пословицы и поговорки о семье».
Составление фотоальбома и мини- сочинение «Моя малая Родина»
Составление книги: «Любимые национальные семейные рецепты»
«Генеалогическое древо семьи»
. Выставка «Семейное хобби»
Январь
Январь
Март
Апрель
Май
4. Заключительный:
Презентация проекта на итоговом родительском собрании:
«Вечер дружбы за круглым столом»
Предполагаемые результаты от внедрения данного проекта:
• Улучшение взаимодействия воспитателей и родителей;
• Создание содружества в структуре “семья – группа – детский сад”;
• Повышение знаний детей о своих национальных корнях;
• Формирование уважения к культурным традициям других народов.