Татьяна Абрамова
Конспект занятия по музыкальному развитию «Сказочный образ Бабы Яги в музыкальных произведениях русских композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по музыкальному развитию.
«Сказочный образ бабы Яги в музыкальных произведениях русских композиторов».
Цель. Формировать представление о художественном образе бабы Яги.
Задачи.
- Учить определять настроение и характер художественного образа бабы Яги посредством восприятия произведений музыкального искусства.
Публикация «Конспект занятия по музыкальному развитию „Сказочный образ Бабы Яги в музыкальных произведениях русских композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Учить сравнивать музыкальные произведения, находить черты сходства и различия.
- Формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через музыкальные инструменты, двигательную импровизацию.
- Помочь детям актуализировать темное и светлое начало в персонаже.
Ход занятия:
(дети под музыку «Там, на неведомых дорожках» выходят на разминку).
1. Вступление – вход
2. Прыг скок-скок-скок
3. Приставным шагом
4. Ходьба на носочках
5. Подскоки (новая музыка)
6. Бег с высоким поднимание колен (лошадка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это?
(находят клубок ниток)
Дети: Клубок.
Воспитатель: Скажите, для чего в русских народных сказках использовался клубок?
Дети: Чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться.
(воспитатель катит клубок к столу, где лежит книга со сказками).
Воспитатель: Ребята, а здесь лежит книга со сказками. Скажите, а каких сказочных героев вы знаете (дети перечисляют сказочных героев, доходят до бабы Яги). А какая она в сказке?
Дети: ответы
Воспитатель: А вы знаете, что баба Яга живет в музыке? Ребята, а вы знаете, кто пишет музыку?
Дети: композитор
Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент музыкального произведения, русского композитора Анатолия Константиновича Лядова, и вспомним, как оно называется (воспитатель вывешивает портрет Лядова).
(прослушивание фрагмента музыки Лядова)
Беседа с детьми: «Какая баба Яга в произведении А. К. Лядова»?
Композитор Лядов пытался передать злой, неприятный образ. Баба Яга ворчит, что-то замышляет, колдует. Потом она поднимается все выше и выше. А на чем можно подняться вверх?
Затем спускается вниз, ругается, ворчит. А в конце она вообще исчезает. Музыка это ярко показывает.
А давайте мы с вами попробуем дополнить музыку Лядова игрой на музыкальных инструментах.
(игра на музыкальных инструментах)
Хороший был оркестр. Вы постарались слушать музыку, реагировать на громкость, звучание, интонацию.
Воспитатель: Ребята, баба Яга это очень любимый сказочный персонаж многих композиторов. И сегодня мы с вами познакомимся с бабой Ягой другого русского композитора Петра Ильича Чайковского (вывешивает портрет). Слушайте внимательно, какая баба Яга в этой музыке?
(прослушивание музыки Чайковского)
Беседа с детьми: «Какая баба Яга в произведении П. И. Чайковского»?
В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная. Баба Яга здесь добрая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть смайлики, с настроение. Давайте мы с помощью смайликов покажем, какой образ бабы Яги у Лядова (дети с помощью магнитных смайликов определяют настроение бабы Яги, и у Чайковского.
Вывод. Баба Яга в некоторых произведения может быть злой, а может и доброй ведь в сказках она не только проказничала, но и делала добро.
Воспитатель: Ребята, вы послушали и обсудили, как композиторы изобразили в своих произведения, образ бабы Яги. А теперь, я предлагаю отправиться к бабе Яге в гости, чтобы посоветовать, больше не пугать людей, быть доброй. Для того чтобы добраться нам предстоит пройти нелегкий путь. Но я думаю, что мы обязательно справимся со всеми трудностями, которые будут нас подстерегать. Закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в сказочный лес.
«Вокруг себя повернитесь
И в сказочном лесу очутитесь!»
(В это время выносятся атрибуты, избушка на курьих ножках, раскладываются кочки с заданиями).
Дыхательная гимнастика.
Вдыхаю смелость, (делают глубокий вдох)
Выдыхаю страх (делают глубокий выдох)
Открывают глаза, и подходят к подготовленной трассе, по которой дети начнут свой путь «болотные кочки» под каждой кочкой свое задание.
Задание 1. «Распевка»
Задание 2 «Песня с движениями «Бабка Ёжка выгляни в окошко»
Задание 3 «Ложкари»
(в это время воспитатель переодевается бабой Ягой под музыку выходит к детям, здоровается и предлагает поиграть в игру). Игра под музыку баба Яга.
Баба Яга, костяная нога,
С печки упала, ножку сломала.
Пошла в огород, испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Пошла в детский сад, испугала там ребят!
Баба Яга: Ох, ребята и хорошо же мне с вами, весело. Но вам пора отправляться обратно в детский сад. А на память я вам подарю свои фотографии, вот только фотограф сделал мне их черно-белыми, я вас попрошу, раскрасьте их пожалуйста, и пусть моя фотография хранится у вас на память (раздает раскраски).
А сейчас я вам передам вот этот клубок, он вам покажет дорогу обратно в детский сад (передает клубок ребенку).
Со словами «Катись, катись клубочек,
Через реку и мосточек.
Приведи нас в детский сад.
Чтобы повидать ребят».
(Дети под музыку в гостях у сказки уходят друг за другом).