Виктория Волгина
«Зимушка-зима». Конспект занятия по музейной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по музейной педагогике на тему "Зимушка-зима» (в картинной галерее ДОУ)
Цель: Развивать художественное-эстетическое восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние природы и эмоционально откликаться на него.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с таким видом изобразительного искусства, как живопись.
• Дать детям понятие о таком жанре живописи, как пейзаж.
• Закрепить знания о характерных признаках времён года на основе рассматривания репродукций картин художников-пейзажистов, музыкальных произведений и художественного слова.
• Формирование представления об окружающем мире и чувстве сопричастности к нему.
• формировать интереса детей к музеям, выставкам через рассматривание репродукций картин
Развивающие:
• Развивать речь, логическое мышление, самостоятельную активность.
• Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи.
• Развивать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• Способствовать эстетическому, духовному, патриотическому развитию личности ребенка.
Материал:
Репродукции картин И. И. Шишкин «Зима», А. Васнецов «Зима», А. К. Саврасов «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь», И. А. Пелевин «Дети в санях», В. И. Суриков «Взятие снежного городка», произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года», музыкальные инструменты (бубенцы, колокольчики, треугольник, трещетка, свистульки, маракасы, клавесы)
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин в картинной галерее и беседа по ним, дидактическая игра "Времена года", экскурсии "Прогулка в зимний лес", чтение В. Бианки «Синичкин календарь», В. И. Даль «Старик-годовик», заучивание стихотворений о природе А. С. Пушкина, С. Есенина.
Словарная работа:
Пейзаж, художники-пейзажисты, композитор, репродукция, классическая музыка.
Образовательная область: интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Ход занятия
1. Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку под названием Зима. Ребята, а за что вы любите зиму? (ответы детей). Давайте станцуем и поприветствуем зимушку.
Танец «Ох, зима-хороша!»
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какое место занимала тема Зимы в творчестве художников, поэтов и композиторов.
Поэты, музыканты и художники часто обращались в своем творчестве к природе, находя в ней красоту и неповторимую прелесть. Они передавали свои чувства через звуки, слова и краски. Сегодня мы с вами будем рассматривать картины, на которых изображена зимняя природа. Как называются такие картины? (Пейзаж).
- Молодцы. А художники, которые пишут эти картины, называются художниками-пейзажистами. Рассматривая картины, попробуйте увидеть в ней всё, что задумал передать художник.
Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!»
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!
МР: Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья - зима», «русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка - зима»).
МР: Давайте вспомним и назовем зимние месяцы.
Д: Декабрь, январь, февраль.
МР: Великий композитор Антонио Вивальди воспел зиму в своем произведении, которое так и назвал «Времена года. Зима». Давайте послушаем.
Звучит Вивальди «Времена года. Зима»
МР: Зимой очень красиво в лесу. Антонио Вивальди любил гулять зимой в лесу. Ему нравилось слушать необычные звуки, наблюдать как падают снежинки, как шепчутся деревья. И однажды композитор не успел уйти домой, как началась настоящая метель. Когда он вернулся, у него в голове зазвучала таинственные музыка. Вот так появилась пьеса "Зима".
МР: А теперь рассмотрим картину Ивана Шишкина «Зима». Что изобразил художник?
Д: Зима, лес, снег, деревья.
МР: Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?
Д: Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
МР: Какой же это лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?
Д: Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри.
МР: А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Д: Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
МР: Как вы думаете, какая погода стояла в тот день, когда он рисовал этот пейзаж?
Д: Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Музыкально-ритмическое упражнение «А на улице мороз»
с элементами самомассажа
На улице стоит мороз. Гладят щеки круговыми движениями
Топ-топ-топ-топ Топают ногами
Он хватает нас за нос. Гладят кончик носа
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп Хлопают в ладоши
Мы мороза не боимся. Растирают ноги круговыми движениями
Прыг-прыг-прыг-прыг. Ритмично прыгают на месте
Вместе с ним повеселимся Растирают руки круговыми движениями
Дрыг-дрыг-дрыг-дрыг Прыгают, выставляя поочередно ноги вперед
МР: Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.
МР: Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет?
Д: картина тихая, спокойная.
МР: Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка.
МР: Зима! Создано много прекрасных произведений о ней. В каждом из них выражена огромная любовь к русской природе, её неповторимой красоте.
Сегодня я хочу познакомить вас с музыкальным произведением известного композитора Евгения Дога «Зимний вальс». Музыка унесет нас далеко-далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром. Закройте глаза и представьте это зимнее великолепие. Слушайте!
Слушание музыки Е. Дога «Зимний вальс»
- Давайте мы все превратимся в снежинки и закружимся в нежном вальсе.
Пластический этюд "Снежинки"
Воспитатель: Давайте рассмотрим следующую картину. Пелевин И. А. «Дети в санях». Что мы здесь видим? (беседа по картине). А вы любите кататься на санках? Тогда давайте поиграем в игру «Снегоход»
Игра «Снегоход»
МР: Следующая картина тоже о зимних забавах В. И. Суриков «Взятие снежного городка». Рассматривание и беседа по картине.
Песня «Эх, зима-зимушка!»
Игровая ситуация:
Мы и пели, и плясали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Друг за другом все вперёд.
Ведь музей нас с вами ждёт.
Работа в музее, рассматривание картин.
Воспитатель: Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
- Ребята, какая картина подходит к этому стихотворению?
- Это картина Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Посмотрите, как морозно на улице, все веточки березы покрыты инеем, переливаются и блестят на солнце.
МР: А может быть, мы попробует написать стихи сами? Я буду читать стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад», а тот, кому я кину мяч, должен добавить подходящее слово и кинуть мячик обратно мне. Причём все слова связаны со словом «снег».
Снегопад.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью … (снеговою)
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил пастелью … (снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком – на снежный ком
Всё украсили … (снежком,
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка – … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил … (снег).
Рефлексия:
1. О каком времени года мы сегодня говорили?
2. Назовите зимние месяцы.
3. Как называются картины, на которых изображена природа?
4. Какая картина вам понравилась больше всего? Почему? (ответы детей)
5. Назовите художников или композиторов, с произведениями которых мы сегодня познакомились.
6. Понравилось вам наше сказочное зимнее путешествие?
Воспитатель: Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, красок, форм, звуков – хочется сказать, что только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, уметь восхищаться ею. Давайте посмотрим на ваши замечательные зимние пейзажи.