Елена Лаврик
Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе «Математический городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: учить детей решать логические задачи, находить лишнюю фигуру и объяснять свой выбор, пользоваться картой – схемой при подведении итогов занятия, устанавливать причинно – следственные связи, строить сериационный ряд, соотносить количество предметов с цифрой и делать простые выводы, овладевать вопросительной формой речи. Упражнять в количественном, порядковом, прямом и обратном счёте в пределах 5, в согласовании речи с движениями; закреплять цифры от 1 до 5, знания о геометрических фигурах. Продолжать учить слушать и понимать инструкции воспитателя, использовать в речи математическую терминологию; формировать элементы культуры речи (внимательно слушать, не перебивать, говорить чётко и вежливо); упражнять в чётком звукопроизношении. Закреплять навыки работы в парах, социогруппах, навыки самооценки и самоконтроля. Развивать тактильные ощущения, слуховое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление, связную речь. Способствовать развитию познавательной активности детей. Воспитывать выдержку, чувство коллективизма, самостоятельность, находчивость. Побуждать самостоятельно находить пути решения проблемы; создать условия для проявления творческой инициативы.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе „Математический городок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Предметно – развивающая среда
Демонстрационный материал : мольберт, обручи, телефон, магнитофон, запись музыки для релаксации, карточки для соотнесения количества с цифрой, цифры от 1 до 5, текст задач, разрезные картинки с изображением машин, стол, стул, парные картинки, карточки для нахождения лишней фигуры, коробка с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, итоговая карта – схема.
Раздаточный материал : по 3 полоски разной длины, логические квадраты, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) для каждого ребёнка.
Подготовка воспитателя
1. Составление конспекта занятия.
2. Изготовление демонстрационного и раздаточного материалов.
3. Подбор музыкального сопровождения к релаксации.
4. Подбор художественного слова.
5. Изготовление итоговой карты – схемы.
Предварительная работа с детьми
1. Знакомство с цифрами в пределах 5.
2. Обучение диалогу, игра «Позвони другу».
3. Разучивание пальчиково - динамических игр «Лошадка», «Можно пальчики считать…», «Жук», «Машина», «Автобус», «Зайка».
4. Разучивание стихотворения «Мы весёлые ребята».
5. Д/игра «Геометрическое лото».
6. Д/игра «Что лишнее?».
7. Д/игра «Посмотри и запомни».
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика:
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре – чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок» да «скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
- Ребята, произносите звуки чётко и внятно, следите за своей речью.
Мы весёлые ребята
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- Ребята, вы хотите узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в математический городок и будем выполнять интересные задания. А вы знаете, как туда идти?
- Нет.
- Что же нам делать? Как нам узнать дорогу в математический городок?
Ответы детей.
- Давайте позвоним туда и спросим дорогу. Чтобы позвонить, нужно сначала набрать цифры от 1 до 5, а затем от 5 до 1.
Вызвать двух детей для набора номера.
- Когда вы набираете цифры, проговаривайте их вслух, а ребята будут вам помогать.
- Когда мы звоним куда-либо, что нужно в первую очередь сделать? Правильно, поздороваться, а затем спрашивать то, что вас интересует.
- Никто не отвечает? Наверное, телефон не исправен, давайте позвоним с моего мобильного телефона, помогайте, подсказывайте номер (1,2,3,4,5,5,4,3,2,1).
Дать ребёнку возможность задать вопрос и получить ответ (телефон включить на громкую связь).
«По короткой дороге пойдёте – в лес дремучий попадёте, а по длинной дороге пойдёте – в математический город попадёте!»
- По какой дороге нам нужно идти?
- По длинной.
- Присаживайтесь за столы, давайте сравним дорожки по длине. Начинайте выкладывать с самой длинной дорожки, не забывайте ровнять их по левому краю. Посмотрите, правильно вы выполнили задание. Закройте глаза, а я пройду проверю правильность выполнения задания. Кого я поглажу – у того правильно выполнено задание.
- Какого цвета самая короткая дорожка?
- Самая короткая красная дорожка. (добиваться полных ответов)
- Какого цвета самая длинная дорожка?
- А жёлтая дорожка какая?
- Мы определили необходимую нам дорожку и можем теперь отправляться в путь. Но сначала давайте возьмём с собой багаж доброты. Подходите ко мне, становитесь в круг.
Релаксация «Кувшинчик»
Звучит спокойная музыка.
- Давайте опустимся на колени, руки поставим на пояс, закроем глаза и представим, что мы кувшинчики. Кувшинчик наклоняется и выливает всё плохое, злость, обиду, ненависть и набирает всё только хорошее: доброту, любовь, отзывчивость.
- Ну вот, мы зарядились с вами положительной энергией и можем отправляться в путь.
- На чём можно добраться до математического города?
Ответы детей.
- Отгадайте загадку и узнаете, на чём мы поедем.
Кто я – догадайтесь сами,
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (лошадь)
Пальчиковая гимнастика
Везёт нас лошадка
Ни шатко, ни валко.
Стегнуть бы кнутом бы
Лошадку, да жалко.
- Сели на лошадку и поскакали (артикуляционное упражнение «Лошадка»)
- Вот мы и в математическом городе. Первая улица, на которую мы попали – это «Улица Цифр».
Пальчиковая гимнастика
Можно пальчики считать
1,2,3,4,5.
На другой руке опять
1,2,3,4,5.
- Вы хорошо знаете цифры? Сейчас проверим.
- Вам нужно выстроить цифровой ряд от 1 до 5.
- Следующее задание: соотнести цифру с количеством предметов.
- Становитесь в круг, поворачивайтесь ко мне спиной, я на спине напишу вам цифру, а вы отгадаете её.
- Молодцы, хотите поиграть? Вы будете зайчата.
Пальчиковая гимнастика
Серый зайка скачет ловко,
В лапках у него морковка.
- Зайчики прыгают, резвятся, а по моему сигналу, нужно спрятаться в домики. Но будьте внимательны, в домике должно находиться столько зайцев, какая цифра там лежит.
Игра с обручами.
- Ну, что, отправляемся дальше? Повернитесь через правое плечо и превратитесь в маленьких жуков.
Пальчиковая гимнастика
Я весёлый, добрый жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу –Жу.
Дети бегут по кругу, имитируя жужжание жука (ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж).
- Мы прилетели с вами на «Улицу Задач». Давайте повернёмся через правое плечо и превратимся в ребят.
- Вы умеете решать задачи? За каждое правильное решение вы будете получать по одной части картинки, собрав которую узнаете на чём мы поедем дальше.
Задачи
Карандаши поспорили.
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
- Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают небо и море.
- Нет, я самый главный, - возразил красный карандаш. Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
- Ну, нет, это я самый главный, - сказал зелёный карандаш. Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.
«Спорьте, спорьте,- думал про себя жёлтый карандаш. Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети любят меня больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце.
Вопрос: сколько всего карандашей было в коробке?
- 4 карандаша.
Зверушки в лесной избушке.
В лесной избушке жили зверушки. Угадай кто.
- Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).
- Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц).
- Круглый, колючий (ёж).
- Серый, злой, зубастый (волк).
- Неуклюжий, толстый, мохнатый (медведь).
Вопрос: сколько всего зверей жило в избушке?
- 5 зверей.
Кто стал почтальоном?
Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать. Объявили соревнование: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц, второй была лиса. Третьей прискакала белка. Четвёртым добежал волк.
Вопрос: кто будет в лесу почтальоном?
- Почтальоном будет заяц.
- Который по счёту прибежал волк? Белка? Лиса?
- Волк прибежал четвёртым, белка прискакала третьей, лиса была второй.
Сам испугался!
Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра. Стал просить он кота Барсика: «Нарисуй мне чёрной краской полоски, пусть собаки меня боятся!». Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провёл на голове, по одной полоске на каждом ухе, и одну полоску на хвосте. Хотел и на спине нарисовать, но посмотрел на Василия, бросил краски, кисть и бежать от него скорее: подумал, что и в самом деле перед ним тигр.
Вопрос: сколько полосок успел нарисовать Барсик?
- 4 полоски.
- Молодцы, а теперь соберите картинку. На чём мы поедем дальше?
- На машине.
Пальчиковая гимнастика
У машины есть мотор,
Есть колёса и шофёр.
Только я в машину сяду
Вмиг домчит, куда мне надо.
Дети «заводят мотор» (р-р-р-р-р-р-р, берут «руль» и бегут по кругу.
- Мы приехали на «Улицу Внимательную».
- При выполнении следующих заданий нужно быть очень внимательными.
- Давайте поиграем в игру «Найди пару». Я раздаю вам карточки, вы должны найти пару и объяснить свой выбор.
- Молодцы, а теперь определите, что лишнее.
Игра «Найди лишнюю фигуру» (в парах)
- Дальше мы отправимся на автобусе.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
На педаль шофёр нажал
И автобус побежал.
- Мы приехали на «Улицу Геометрических фигур». Посмотрите, какая красивая коробка. Как вы думаете, что в ней лежит?
Ответы детей.
- Давайте посмотрим.
Вызвать по очереди троих детей, чтобы они загадали детям загадки о геометрических фигурах.
Молодцы. А теперь сядьте за стол и заполните карту – схему, благодаря которой мы сможем вернуться домой. Будьте внимательны при выполнении задания. В любом ряду геометрические фигуры не должны повторяться.
- Молодцы, ребята. Где мы с вами сегодня были? Что вам запомнилось? Чтобы вам было легче посмотрите на схему. Подойдите к гостям и спросите, что им понравилось на занятии.