Шакирова Гульдар Гилимдаровна
Конспект занятия по математике «Что такое время?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Что такое время?"
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями: «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».
2. Развивать у детей внимание, воображение, мышление, память, речь.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Оборудование: Буратино, механические часы, календарь природы, картинки к игре: «Когда это бывает?», песочные часы, энциклопедия, краски, листы альбомные, кисточки, стаканчики с водой.
Публикация «Конспект занятия по математике „Что такое время?“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход:
- Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам в гости ровно в 9.00 часов утра. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино)
-Буратино, ты почему опаздываешь?
Буратино: А что, разве нельзя было прийти позже?
-Буратино в детском саду все по времени, есть режим дня. Все люди идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.
Приходит, например, водитель автобуса смотрит, а в автобусе никого нет. «Рано я пришел, - думает водитель. – Пойду пока позавтракаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, - говорят пассажиры, - водителя еще нет. Пойдем еще погуляем по городу. Не успели пассажиры уйти, возвращается сердитый водитель. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел водитель, в автобусе опять никого нет. «Раз так, - говорит он, - поеду один, Будут знать, как опаздывать!» И уехал бы, если бы не было часов.
- Отгадайте загадки:
Оно весь век бежит вперед
И никогда не устает
(время)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(часы)
- Раньше часы были: солнечные, водяные, песочные. Люди умели определять время, по движению солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут, воспитатель показывает детям песочные часы).
- Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время регулирует различные виды нашей деятельности. Ориентирование во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным, пунктуальным.
- Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.
- А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
- А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами.
- Ребята посмотрите на календарь. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)
- Отгадайте загадку:
Гляжу в окошко -
Ходит черная кошка.
(ночь)
Поутру оживает,
К вечеру умирает
(день)
- Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)
- Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)
- Продолжительность каждой части суток бывает разной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.
- Поиграем в игру «Когда это бывает?» (День – ночь, утро – вечер, утро – день, вечер – ночь.)
- Отгадайте еще одну загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний.
(дни недели)
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(дни недели)
- Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связано с порядковыми номерами. Вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый. Воскресения Христа по православной вере.
- Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
- Дети, а какой сегодня день недели? (Сегодня вторник.)
- А какой был вчера? (Вчера был понедельник.)
- Какой будет завтра? (Завтра будет среда.)
- Через сколько дней будет суббота, воскресенье? (Суббота будет через четыре дня, воскресенье через пять дней.)
- А есть ли у вас любимый день недели? (Мой любимый день недели воскресенье….)
- Отгадайте следующую загадку:
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(месяцы)
- Правильно, а сколько всего месяцев в году? (12) Какие вы знаете месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.)
- Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году сменяют друг друга четыре времени года.
- Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Времена года».
Придумала мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна зеленеет леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло - все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
- Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? (Незнаю.)
- А ребята наши знают. (Осень.)
- Если у тебя любимое время года? Какое? (Буратино отвечает)
- Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено.
- А теперь давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа нарисует свое время года: зиму, весну, осень или лето. (Дети рисуют.)
Буратино рассматривает рисунки детей, прощается с детьми и уходит.