Елена Ивановна Каримова
Конспект занятия по математике «Использование палочек Кюизенера в обучении детей старшего дошкольного возраста измерению»
▼ Скачать + Заказать документы
"Мосты через реку"
Программное содержание:
Учить измерять объекты с помощью условной мерки палочки Кюизенера. Формировать представление о зависимости результата измерения от величины мерки. Развивать мыслительные операции, речь, внимание, познавательный интерес. Упражнять в манипулировании мелкими предметами.
Демонстрационный материал : лента длинной 40 см, палочки Кюизенера, фишки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- Темочки
Раздаточный материал : по одной ленте длинной 40 см на каждого ребёнка, фишки по четыре штуки, палочки Кюизенера по четыре штуки оранжевые, по пять штук малиновые.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Наши куклы собрались в гости и чтобы у них была, не только нарядная одежда, но и красивые пышные банты.
- А из чего завязывают банты?
(Из лент)
- Вот посмотрите у меня в руках две ленты.
- Как вы думаете, из какой ленты получиться пышный бант?
(Из красной)
- А почему?
(Потому что длиннее.)
- А какой бант получиться из синей ленты?
(Маленький, куцый)
- Давайте проверим, правильно ли мы с вами решили, что красная лента длиннее синей.
- Что нужно сделать?
(Наложить одну ленту на другую.)
- Так какую мы возьмем ленту для банта?
(Красную)
- А синею ленту, подарим малышкам.
- Как узнать длину красной ленты?
(Надо измерить)
- А как мы можем измерить?
(Руками, на глаз, линейкой.)
- Конечно можно и на глаз, и линейкой, а я вам предлагаю использовать вот такую палочку. Она будет у нас условной меркой. (Измерить длину ленты)
- Этой меркой мы будем измерять длину ленты.
- А как мерить?
(Ответ детей)
Показ воспитателя измерения меркой.
- Ребята это очень важно и мы должны обязательно это запомнить!
Первое правило: берём мерку и прикладываем её к самому краю ленты, смотрите, я даже пальчиком провела, чтобы был ровный край мерки с лентой, чтобы не сбиться со счета мерок, мы должны на каждую мерку откладывать фишку, потом другую мерку прикладываем к концу первой, мерки касаются, друг друга это второе правило.
Когда последнюю мерку отложим, тогда мы посчитаем фишки и узнаем, сколько мерок вошло в длину нашей ленты.
- Что мы сейчас делали с помощью мерки?
(Измеряли длину ленты)
- Поняли? Давайте будем измерять. Кто хочет помочь? Катя расскажи и покажи, как ты будешь прикладывать мерки? А Антон будет вести счет мерок. Как ты будешь вести счет мерок?
(Когда Таня положит одну мерку, я отложу одну фишку, когда вторую мерку, вторую фишку и т. д.)
- Ребята готовы? А мы давайте будем внимательно смотреть, правильно ли они будут измерять?
- Таня измерила, а Антон успел отложить фишки?
- И что мы сейчас должны сделать? (посчитать фишки, для того чтобы узнать количество мерок которые вошли в длину нашей ленточки)
Счет фишек: первая, вторая, третья, четвертая – всего четыре фишки.
- Сколько всего фишек?
(Всего четыре фишки)
- Длина ленточки чему равна?
(Четырем фишкам равна длина ленты)
- Оказывается, длина нашей ленты равна четырем фишкам
- А сейчас ребята пойдём немножко отдохнём.
Физ. минутка.
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх! Правую вверх!
В стороны, на крест.
Хлоп, хлоп, тук – тук!
Сделаем большой мы круг.
Ноги на крест, ноги врозь
Ноги прямо, ноги вкось.
Ноги вместе - опускайся.
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай!»
Им рукой не помогай.
- А сейчас проходите ребята за столы.
- На каждом столе лежит по четыре ленты. Вот сейчас я узнаю, сумеете ли вы выбрать без мерки ленту как у меня, чтобы получился пышный бант.
(Выбор детей)
Докажите, что они одинаковые.
(Прием наложения).
- Молодцы справились. Теперь возьмите по одной ленточки одинаковой длины, другие уберите в сторону. Они нам больше не нужны.
- Слушайте внимательно, задание посложнее. Вы должны измерить длину этих ленточек при помощи мерок. Меркой будут служить нам вот эти палочки. Давайте вспомним правила, как мы будем их измерять.
(Закрепляем правила измерения)
- Сколько у Арины? Миши? Даши? и т. д.
(Четыре фишки)
- Сколько у Андрея?
(У меня пять фишек.)
- Как у всех четыре, а у тебя пять? Почему у тебя по другому?
- Ребята, почему так получилось? У нас, что разные ленты? Давайте померяем.
- Они разные?
(Нет одинаковые)
- А почему получилось разное количество мерок?
(Разные мерки)
- Докажите?
- Вот почему получилось разное количество мерок. Наши мерки длинные, а у Андрея короткие.
- Сколько мерок получилось у нас?
(Четыре мерки)
- А у Андрея?
(Пять мерок)
- Какое больше число?
(Пять)
- А меньше, какое число?
(Четыре)
Показ на доске.
- Если мы берём короткую мерку то, какое число получается?
(Пять)
- А длинную, какое число?
(Четыре)
- Так что у нас получается?
(Ответы детей)
- Чем меньше мерка, тем больше число получиться. Чем больше мерка, тем меньше число получиться. Запомните это третье правило.
- Так какое правило, повторите?
(Повторение)
- Завяжем мы куклам пышные банты?
(Да)
- Замечательно. Мне понравилось, как вы занимались. А теперь давайте возьмём эти ленты и пойдем, завяжем куклам пышные банты.