Татьяна Цаболова
Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие в страну счетных палочек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Используемые технологии : ИКТ, обучение в сотрудничестве (работа в группе, палочки Кюизенера, ТРИЗ.
Программное содержание:
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 10;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
Публикация «Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера „Путешествие в страну счетных палочек“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
упражнять в порядковом счете.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование :
• мяч,
• цветные счетные палочки,
• чемодан с призами,
• карточки с цифрами от 0 до 10,
• кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
• палочки Кюизенера,
Предварительная работа:
- игры с палочками Кюизенера,
- игры на ориентировку в пространстве.
Восп-ль:Посмотрите сколько у нас гостей Давайте с ними поздороваемся. Напомните мне пожалуйста какое сейчас у нас время года? А месяц, день недели, а что у нас было вчера, а какой день недели будет завтра? Я сегодня хочу пригласить Вас в удивительную страну волшебных счетных палочек? Хотите туда попасть? Но для этого нужно проверить все ли вы умеете считать.
1. Игра «Весёлый счет»
(дети становятся в круг и передают друг другу мячик и называют числа по порядку от 1 до 10)
В: Ребята, в каком порядке называли вы числа?
Д: прямой
В: А ещё какой порядок счета есть?
Д: обратный
(дети передают мяч и считают от 10 до 1)
2. Дидактическое упражнение «Расставь цифры по порядку.
Воспитатель: Считать мы с вами умеем, отправляемся с вами дальше. Кажется, здесь побывал Незнайка!Посмотрите, здесь перемешались цифры, возьмите их в руки и постарайтесь их расставить по порядку. Молодцы! А теперь я буду называть число и тот, у кого в руках находится эта цифра назовет соседей этого числа.
Воспитатель:
-Вы хотели бы узнать, что в этом чемодане? Не открывается, кажется у него есть секретный код, попробуем подобрать, а помогут нам в этом обычные счетные палочки. Вам нужно выложить из них разные цифры. (собирают из счетных палочек разные цифры.
Открывают …. подходите поближе. (открываем)
Ребята, посмотрите, тут лежат цветные счётные палочки.
Давайте внимательно их рассмотрим.
- Все ли они одинаковые по длине? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные).
- Какого они цвета? (дети перечисляют цвета)
А хотите ли вы поиграть с палочками?
Тогда, я предлагаю вам занять свои места за столами.
Воспитатель: Предлагаю вам из палочек выложить лесенку.
Я называю цвет, а вы выкладываете его перед собой палочку заданного цвета.
Готовы?
Белая, розовая, голубая, красная, жёлтая, фиолетовая, чёрная, бордовая,синяя и оранжевая.
-Ребята, посмотрите какая красивая у нас получилась лесенка?
Давайте внимательно её рассмотрим.
-первая-это самая маленькая палочка и её цвет- белый; Поставим цифры.
-вторая по размеру палочка- розовая;
-третья по размеру палочка- голубая;
-четвёртая палочка-красная;
-пятая палочка- жёлтая;
-шестая палочка- фиолетовая;
-седьмая по величине- чёрная;
-восьмая- бордовая;
-девятая- синяя;
-десятая палочка самая большая- оранжевая.
-Давайте вместе посчитаем наши палочки?
-Сколько их? (10)
Правильно, молодцы! Уберите палочки на тарелочку и вставайте скорее в круг, чтоб чуть-чуть нам отдохнуть.
Физкультминутка:
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыше (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Отдохнули, пройдем обратно на свои места.
Упражнение «Сравни по длине».
Воспитатель: Ребята, возьмите с коробочки цветные палочки.
Покажите самую длинную палочку. Какого она цвета?
Покажите самую короткую палочку. Какого она цвета?
Положите их друг на друга, проверьте, правильно ли вы ответили на вопрос.
Как называется этот метод? (наложения)
Какая из палочек длиннее, а какая короче?
Молодцы, быстро и ловко вы справились с этим заданием.
Ребята теперь нужно отгадать загадки и выложить из палочек ответ.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его …
( Ответ: Квадрат)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — …
( Ответ: Треугольник)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат …
( Ответ: Прямоугольник)
Ребята вы выложили из палочек Кюизинера геометрические фигуры назовите пожалуйста, какие фигуры перед вами. (квадрат, треугольник, прямоугольник).
Что общего между этими фигурами? (ответы детей)
Правильно, у этих фигур, есть стороны и углы.
Сколько сторон и углов у квадрата?
Сколько сторон и углов у прямоугольника?
Сколько сторон и углов у треугольника?
Ответы детей.
У меня для вас есть еще одна загадка:
В нём живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Ну конечно это мой дом.
Ребята Я предлагаю вам по образцу выложить у себя на бумаге дом используя только те палочки, которые на образце. Ребята, обратите внимание на цвет и длину палочек. (дети выполняют задание).
Очень хорошо, все справились! Устали, давайте поиграем с пальчиками.
Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец)
Указательный и средний,
Безымянный и последний. (поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим)
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак)
Вместе пальчики — друзья, (постучать кулачками друг о друга)
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимать и разжимать кулачок)
Итог занятия :
-Вам понравились палочки?
-Что мы с ними делали?
Какого они цвета?
Что мы выкладывали из палочек?
Понравилось ли вам выполнять задания?
Что больше всего понравилось, а в чём были трудности?
Воспитатель:
Все вы молодцы! Сколько интересного сегодня вы сделали. А что вам сегодня помогло выполнить задания (палочки? Все задания доброго волшебника вы выполнили. И он дарит вам интересные картинки. По этим картинкам вы можете строить с помощью цветных счетных палочек (Кюизенера).
Ребята, в свободное время вы можете взять палочки и поиграть с ними.