Ирина Лазарева
Конспект занятия по математике по сказке С. Михалкова «Три поросёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности
Задачи:
— Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства (форма, цвет, размер).
— Закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.
— Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Михалков С.В.
- «Три поросенка», сказка
- Темочки
— Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5.
Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево.
Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте ( употреблять слова: выше, повыше, еще выше, самая высокая, низкая, пониже, самая низкая).
Совершенствовать умение определять положение предмета используя слова «далеко-близко».
Совершенствовать умение определять положение рук (левая и правая).
Ход занятия.
Психологическая подготовка.
Воспитатель -Закройте глаза. Представьте яркое солнце, дует ветер, туча закрыла солнце, закапал дождик, с деревьев падают листья. Откройте глаза.
- Какое время года вы представили? (слайд № 1).
Воспитатель - Чем занимаются люди в это время года?
Ответы детей (готовятся к зиме, делают заготовки на зиму, утепляют свое жилье и т. д.). (слайд № 1а).
- Сегодня занятие математики у нас пройдёт в необычной форме. У нас в гостях три поросёнка. Из какой они сказки? Правильно. У нас в гостях сказка С. Михалкова «Три поросёнка». И наша задача сегодня на занятии помочь им подготовиться к зиме. (слайд № 2)
На поляне три поросёнка кувыркаются, прыгают, играют. (слайд №3)
Подул сильный ветер.
Наф-наф: - Пора нам подумать о зиме. Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной тёплой крышей. (слайд №4)
Нуф-нуф: - Успеем! (слайд №5)
Ниф-ниф: - до зимы еще далеко. Когда надо будет, я сам построю себе дом. Давайте лучше посчитаем бабочек.
Устный счёт от 1 до 5, обратный счет от 5 до 1. (слайд №6)
Наф-наф: - Ну, как хотите. Тогда я один буду строить себе дом. Я не буду вас дожидаться. Пойду, посмотрю, сколько понадобится для этого камней. (слайд №7)
Воспитатель: А как вы думаете, если посмотреть на эти две кучи с камнями что можно сказать из какой кучи камней получится большой дом, а из какой маленький.
Ответы детей: Для маленького дома меньше камней чем для большого, для большого больше чем для маленького. (слайд №8)
Воспитатель: - С каждым днём всё становилось холоднее. Когда лужа у дороги покрылась тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись за работу.
Ниф-ниф решил, что проще всего и скорее всего, смастерить дом из соломы. Давайте поможем сосчитать, сколько ему понадобится пучков соломы. А пучков соломы ему понадобится столько, сколько домиков мы заселим с животными. (слайд №9)
Вот и домики. А где же звери? Ребята, отыщите и назовите зверей? Всех нашли животных? Как узнали?
Дети посредством пересчета домов и животных определяют количество. Воспитатель: - А теперь заселим жителей в домики. Но слушайте внимательно, медведь- хочет поселиться в самый большой домик. Волк - поселится в тот домик, который находиться справа от домика медведя. Лиса - поселится в домик, который немного ниже второго. Белка - поселится в четвертый по счету домик. Мышка - хочет поселиться в самый маленький из всех домов.
Воспитатель: Ребята, так сколько же Ниф-нифу понадобится пучков соломы.
Дети: Ниф-нифу понадобится пять пучков соломы.
Вед: - Ниф-ниф положил последнюю соломину и очень довольный своим домиком, запел (слайд №10)
Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь.
Лучше дома не найдешь,
Не найдёшь, не найдёшь.
Воспитатель: Напевая, отправился он к Нуф- нуфу. По дороге он считал ворон. (слайд №11)
Ребята вместе с ним считают ворон и проверяют, какие числа пропущены Ниф-нифом. (1-2-4-5).
Дети определяют, что пропущена цифра 3.
Воспитатель: Нуф-нуф не далеко строил себе дом. Он решил, что будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев. Давайте поможем ему сосчитать, сколько веток и прутьев ему понадобится на каждую сторону.
А для этого давайте решим веселые задачки. (слайд № 12)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Ответы детей: по четыре веточки и по четыре прутика ему понадобится на каждую сторону.
Воспитатель: К вечеру дом был готов. Нуф-нуф с гордостью обошё л его несколько раз кругом и запел: (слайд № 13)
У меня хороший дом.
Новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром.
Нуф-нуф: - Я говорил, что один справлюсь с этим делом.
Ниф-ниф: - Теперь мы свободны и можем делать всё, что нам вздумается. Пойдём к Наф-нафу и посмотрим, какой он выстроил дом.
Воспитатель: - Наф-нф построил крепкий дом из камней и с дубовой дверью. Он не обращал внимания на своих братьев и пел песню: (слайд № 14)
Я, конечно, всех умней
Всех умней, всех умней.
Дом построил из камней,
Из камней, из камней.
Никакой на свете зверь
Страшный зверь, хитрый зверь
Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь.
Нуф-нуф: - Это он, про какого зверя?
Ниф-ниф: - Это ты, про какого зверя?
Наф-наф: - Это я про волка!
Нуф-нуф: - Кто такие волки?
Ниф-ниф: - Какие могут быть здесь волки? Он трус. Боится, что его съедят.
Физминутка.
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь глупый волк
Старый волк, страшный волк!
Воспитатель: - Они так громко кричали и смеялись, что разбудили волка в лесу. (слайд № 15)
Волк:- Что за шум? Щёлкнул зубами, моргнул глазами, топнул ногой.
Воспитатель: - Поросята разбежались по своим домам. (слайд № 16)
Волк побежал за Ниф-нифом. Поросёнок успел захлопнуть дверь перед самым носом волка. (слайд № 17)
Волк: - Сейчас же отопри дверь!
Ниф-ниф: - нет, не отопру!
Волк: - А не то я дуну, и весь твой дом разлетится!
Воспитатель: - Волк стал дуть. (дети помогают) Дом развалился. Волк щёлкнул зубами перед самым пятачком маленького поросёнка. Но Ниф-ниф ловко увернулся и побежал к Нуф-Нуфу. (слайд № 18)
Упражнение на развитие глазомера.
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете по какой дороге Ниф-ниф быстрее прибежит к Нуф-нуфу. (слайд № 19)
(на экране появляются две дороги одна короткая другая длиннее).
Воспитатель: Дети, у нас на столах тоже лежат две дороги, давайте определим по какой дороге побежит Нуф-нуф. (короткая красным цветом, длинная синим цветом).
Дети возле столов определяют дорогу способом наложения.
Ответы детей: Нуф-нуф побежит по дороге, которая красным цветом.
Волк: - Ну, а теперь я вас обоих съем!
Воспитатель: - Братья испуганно смотрели друг на друга. Волк принялся дуть и только на пятый раз дом свалился. В ужасе поросята бросились бежать к дому НАф-нафа.
Пробегая мимо яблони, волк ударился лбом, и яблоки посыпались на него. Поможем волку собрать эти не простые яблоки. (слайд № 20)
Давайте большие яблоки соберем в одну корзину, маленькие в другую.
Большие яблоки занимают больше места, здесь, наверное, яблок больше. Давайте проверим. Большие яблоки разложим в верхний ряд, а маленькие
в нижний, точно под большими.
- Ребята, по сколько яблок в каждом ряду? Что мы можем о них сказать? Ответы детей: Несмотря на то, что размеры у них разные и величина занимаемого места разное, количество одинаковое, по 5.
Воспитатель: - Наф-наф впустил своих братьев в свою крепость и закрыл дверь на засов, сам сел на табуретку и громко запел: (слайд №21)
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь.
Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь.
Воспитатель: - Волк не смог отворить эту дверь. Он посинел от натуги. Царапал когтями стены дома, грыз камни. (слайд № 22)
Волк: - Ага, вот через трубу я и проберусь в дом. Где же лестница? (слайд № 23)
Воспитатель: а лестница была не простая, она была собрана из геометрических фигур. Возьмите все по конверту, там тоже есть геометрические фигуры. А задание такое:
- По образцу, который я сейчас покажу, надо будет выложить лестницу.
Воспитатель показывает образец, дает детям время внимательно его рассмотреть и убирает. Дети выкладывают лестницу по памяти на столах.
После того, как дети выложат узор, воспитатель проверяет выполненное задание. (слайд № 23)
Воспитатель: - Волк полез через трубу. В это время поросята кипятили в котле воду. Волк через трубу попал прямо в котёл. От боли он вылетел обратно и убежал в лес. (слайд № 24)
Поросята запели :
Волк из леса никогда, никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда, к нам сюда, к нам сюда.
Итог.
Воспитатель: – Какого правила надо держаться, чтобы не попасть в такую ситуацию.
- Какими надо быть, чтобы не попадать в такие истории?
Воспитатель. Кто построил самый прочный дом? (Наф-Наф). Кто соломенный дом построил (Ниф-Ниф). А кто построил дом из веток и сучьев (Нуф-Нуф). (слайд № 25)