Надежда Афошина
Конспект занятия по математическому развитию «Вычитание» для детей 5–6 лет
Тема «Вычитание»
Цель: Закрепить представление о смысле вычитания
Задачи: закрепить умения выполнять вычитание на основе предметных действий, тренировать умение записывать вычитание с помощью знака -, составлять и решать задачи по картинкам. Сформировать представление о взаимосвязи между целым и частью
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Читают ли ваши родители газеты и журналы?
— Где они берут газеты и журналы? (Покупают в киосках, выписывают.)
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию „Вычитание“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
— Кто разносит журналы, рекламки, газеты? (Почтальоны.)
Воспитатель рассказывает, что в городских домах почтовые ящики располагаются на первом этаже и почтальону нет необходимости заходить в квартиры. Но в деревнях почтальону приходится ходить из дома в дом для того, чтобы разнести корреспонденцию.
— Хотите помочь почтальону разнести письма и посылки, газеты и бандероли?
— Сможете это сделать?
2. Игровая деятельность.
2.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе». ч. З).
Дети садятся за столы.
ГР 1 с. 31
«Отнеси почту в дома под номером 4, расположенные на разных улицах».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.
— Сколько домов в этой деревне? (10.)
Воспитатель рассказывает, что сегодня почтальону нужно разнести свежие газеты в дома под номером 4.
— Как вы будете искать эти дома? (Выполним вычитание. Если в результате получится число 4, то это нужный нам дом.)
— Что вам поможет выполнить вычитание? (Счетный материал, пальцы рук.) Воспитатель предлагает детям рассмотреть дом с красной крышей.
— Прочитайте, что написано на доме.
Дети читают выражение, записанное на крыше дома с красной крышей.
— Назовите целое. (Это 8.)
— Назовите часть. (Это 4.)
— Что вы будете искать? (Другую часть.)
— Сколько палочек вы выложите? (8.)
— Сколько палочек вам надо отнять, убрать? (4.)
— Сколько палочек осталось? (4.)
Воспитатель предлагает детям подчеркивать дома под номером 4.
Далее дети работают самостоятельно. После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
— Сколько домиков вы подчеркнули? (6.)
— Назовите цвет „крыш этих домиков. (Красный, оранжевый, желтый, светло-зелемый, темно-зеленый, синий.)
— Сколько домиков имеет другой номер? (4 дома.)
— Чем похожи домики, которые вы не подчеркнули? (У этих домиков одинаковый цвет крыш — голубой.)
— Как можно назвать цвет КРЫШ у домиков, которые вы подчеркнули?
(Не голубой.)
— Справа от какого дома растет низкая елка? (Это дом с синей крышей.) — Слева от какого дома растет высокая елка? (Это дом со светло-зеленой крышей.)
— С какой стороны от дома с темно-зеленой крышей растет елка? (Справа.) Если позволяет время, то на занятии, если нет, то в свободное время можно предложить детям нарисовать дорожку к каждому домику под номером 4.
— Расскажи, как добраться до домика, слева от которого растет высокая елка (перед которым растет высокая елка?
Дети рассказывают о своем пути, используя слова «прямо», «направо>>, «налево». При этом можно рассмотреть различные варианты пути.
Физкультминутка
«Что приносит почтальон?»
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он:
(дети маршируют)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты.
(поворот туловища вправо, влево, руки в стороны)
И письмо от тети Вали
Чтоб ее приезда ждали (прыжки на двух ногах, руки вверх).
2.2. Игра «Фотограф».
Воспитатель собирает детей около себя.
— Есть ли у вас дома фотографии?
— Где вы их храните?
Воспитатель рассказывает, что некоторые люди любят развешивать фотографии на стены.
Жители дома с синей крышей просят детей помочь им развесить фотографии на стене.
— Хотите им помочь?
Воспитатель раздает детям карточки, по которым нужно составить задачи. На доску прикрепляются карточки с решением этих задач (Д—1).
Каждому ребенку нужно составить задачу, решить ее и прикрепить карточку с задачей на доску под карточкой с решением.
После того как картинки будут развешаны, воспитатель просит детей, оказавшихся в одной команде, рассказать, какие задачи они составили по картинкам.
Почему в одной задаче говорится о, например, зайцах, в другой — о стаканах с молоком, в третьей — о конфетах, а решаются задачи одинаково? (В этих задачах целое и части содержат одно и то же количество предметов.)
2.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе». ч. З). Дидактические задачи:
Дети садятся за столы.
2. с. 31
«Найди и исправь ошибки».
Воспитатель рассказывает, что в доме с желтой крышей живет мальчик, который любит играть в школу. Ему нравится выполнять задания, которые дает ему его старшая сестра.
Вот и сегодня мальчик выполнил такое задание и просит детей проверить, правильно ли он это сделал.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть первую строчку. — Правильно ли выполнено вычитание? (Да.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть вторую строчку.
— Правильно ли выполнено вычитание? (Нет.)
— Почему вы считаете, что допущена ошибка? (Потому что целое — это 2 круга, квадрат и 2 треугольника. Если вычесть квадрат и 2 треугольника, то должны остаться только круги.)
— Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (Надо зачеркнуть квадрат.) Аналогично разбирается третья строчка.
Воспитатель предлагает детям для одной из строчек по собственному выбору составить пример на вычитание чисел. Дети в соответствии со своим выбором составляют из карточек одно из равенств 4 — 1 = З, 5 — З = 2 или 6 — 4 = 2. Для проверки воспитатель записывает равенства на доске.
З. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы сегодня побывали?
— Кому и чем помогли?
— Какие знания вам дали такую возможность?
Детей надо подвести к выводу о том, что сделать все это помогли умение считать, знания о действии вычитания и его записи.