Гадомская Надежда
Конспект занятия по лексической теме «Наша Родина — Россия. Ознакомление с пословицами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лексической теме: «Наша Родина - Россия». Занятие 3. «Ознакомление с пословицами»
Коррекционно-образовательные цели. Ознакомление детей с русским народным творчеством, смыслом пословиц и поговорок. Обогащение речи детей речевыми оборотами. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование синтаксической стороны речи. Автоматизация правильного произношения поставленных звуков.
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Наша Родина — Россия, Ознакомление с пословицами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Пословицы и поговорки для детей
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, чувства рифмы, общей, тонкой моторики, связной речи.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви к своей стране.
Оборудование. Проектор, интерактивная доска, презентация, книга пословиц, конверты с разрезными картинками, мяч.
Предварительная работа. Уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родной стране. Закрепление адреса детского сада. Разучивание физминутки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, организует приветствие.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы умны, бодры, здоровы
И к работе мы готовы.
Логопед: Давайте посмотрим все ли у нас игрушки в группе на своих местах, порядок ли? Горе тому, у кого беспорядок в дому. (Ответы детей)
Логопед: Вот и хорошо!
В дверь раздаётся стук.
Логопед: Слышите, кто-то стучится к нам? Пойду, посмотрю кто там.
2. Беседа об адресе детского сада.
Логопед вносит в группу посылку.
Логопед: Ребята, почтальон принёс посылку, интересно, нам ли эта посылка адресована?
Логопед: Как нам проверить? (Нужно прочитать адрес на посылке)
Логопед: Как называется наш город? Детский сад и группа? (Выслушивает ответы детей)
Логопед читает адрес детского сада и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу.
Логопед: А что же там лежит? (Ответы детей)
Логопед открывает посылку, не показывая содержимое детям, предлагает детям присесть.
3. Отгадывание загадки о книге.
Логопед: Я уже знаю, что там лежит, и вы догадаетесь, отгадав загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Логопед: Правильно – это книга. Дети, а как мы узнаем, о чём эта книга? (Ответы детей).
Логопед читает:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
- Тише едешь — дальше будешь.
- Старый друг лучше новых двух.
4. Рассказ о пословицах.
Логопед: Ребята, вы догадались, о чём я читала? (Ответы детей) Это книга пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки – это мудрость народа. Пословицы знакомы каждому из нас. Мы очень часто, особенно взрослые, в разговоре употребляем пословицы. Вы сегодня уже слышали одну, перед началом занятия. Вспомните, что вам сказала Марина Евгеньевна, когда вы навели порядок в группе («Сделал дело – гуляй смело»)
Логопед: Как вы понимаете эту пословицу? (Если ты закончил работу, то можешь спокойно отдыхать.)
Логопед: Верно! В жизни на каждый случай есть меткое слово – пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.
Логопед: Наш знакомый мальчик Петя говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки. А вы, ребята знаете (ответы детей). Давайте пройдем на стульчики, посмотрим на нашу интерактивную доску и познакомим Петю с некоторыми пословицами.
5. Работа с презентацией.
Логопед демонстрирует презентацию «Пословицы и поговорки».
Логопед: Ребята, посмотрите, на первом слайде изображена курица, высиживающая цыплят. В народе говорят так : «Яйца курицу не учат». Как можно объяснить эту поговорку? (Ответы детей)
Логопед: Молодцы! Так говорят, когда считают молодого человека менее опытным, следовательно, он не может научить старшего. Именно мамы и папы, воспитатели, учителя будут передавать свои знания и умения вам, а когда вы вырастите, будете учить своих детей.
Логопед: Следующая пословица : «Цыплят по осени считают». Знаете, ведь это очень трудно - вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц. Многие из них не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит еще та пословица, которую мы называли в начале занятия. Какая это пословица( «Сделал дело, гуляй смело.»)
Логопед: Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем, как мы всю неделю трудимся.
6. Физкультминутка.
Дети проходят на ковер.
В понедельник я купался, (Изображают плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображают рисование.)
В среду долго умывался, (Умывание.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыжки.)
Очень долго танцевал. (Кружатся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
7. Складывание разрезных картинок.
Логопед: Знаете, когда я вынимала книгу из посылки, кажется, там ещё что-то было, давайте посмотрим. (Достаёт конверты с разрезными картинками). Послушайте задание: «Сложите картинку, и вы узнаете, что за пословица спрятана в ней».
Дети складывают разрезные картинки.
Логопед: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Эту поговорку следует понимать, что когда человеку что-то нужно, он должен приложить некоторые усилия, чтоб этого добиться. Например, что нужно сделать ребенку, чтобы получить игрушку, которая положена на верхнюю полку? (Ответы детей)
Логопед: Верно! Ребенку надо поднести табуретку, залезть на нее взять игрушку – приложить физические усилия. Позвать старшего члена семьи, сказать, что он хочет – приложить умственные усилия. В любом случае для получения игрушки выполнен труд. Рыбка в этой поговорке является образом всего того что стало необходимо. Вот и получилась в итоге поговорка – «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (не добьешься того что нужно). Это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям в жизни человека. Захотите стать врачами, водителями или ещё кем-то, то чтобы добиться этого придется потрудиться, стараться на занятиях в садике, потом в школе, и тогда вы достигните успеха!
8. Упражнение «Назови ласково».
Пословицы – это мудрость нашего народа, в них передавались знания детям, поэтому в них много ласковых слов. Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Логопед называет слово, бросает ребенку мяч.
Яблоко – … яблочко
Рыба – … рыбка
Санки – … саночки
Цветок – … цветочек
Снег – … снежок
Орех – … орешек
Пирог – … пирожок
Пастух - … пастушок
9. Отличие пословицы от загадки. Загадывание загадок детьми.
Логопед: А наш знакомый Петя придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки.
Логопед: Что это? Пословица? (Нет, это загадка)
Логопед: Правильно! Чем отличается пословица от загадки? (Ответы детей)
Логопед: Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? (Дети загадывают друг другу загадки).
10. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: Ребята, Петя прощается с вами, он пойдёт пословицы учить, придёт к нам в следующий раз. Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу. А теперь к нашей ситуации какая пословица подходит? («Сделал дело – гуляй смело».)