Мария Ворончихина
Конспект занятия по изодеятельности «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
▼ Скачать + Заказать документы
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Цель:
- Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Продолжить знакомство детей с особенностями народного костюма;
- обогащать художественный опыт детей в работе бумагой с помощью нетрадиционных техник; развивать творческую фантазию, художественный вкус.
- расширять словарный запас детей;
- воспитывать умение договариваться, работать в паре.
Публикация «Конспект занятия по изодеятельности „Скучен день до вечера, коли делать нечего“» размещена в разделах
Материал: народный костюм, стилизация горницы, шаблоны сарафанов и кокошников, шаблоны русской куклы, художественный материал для нетрадиционной изобразительной деятельности.
Предварительная работа: беседы о русском народном костюме, из чего шили одежду в старину. Выполнение нетрадиционных изобразительных техник на занятиях и кружковой деятельности, разучивание русских народных песен и хороводных игр, пословиц о труде.
Словарная работа:
Активизация словаря: сарафан, кокошник.
Обогащение словаря: горница, посиделки.
Ход занятия:
1 часть
Хозяйка: Проходите, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада вас видеть у себя в гостях в своей горнице. А вы знаете, что такое горница? (Горница – комната, гостиная; главная, чистая комната, куда приглашали гостей.)
В старину, когда солнышко клонилось к закату, собирались, добры молодцы да красны девицы на посиделки, где девушки пряли, вышивали, плели кружева. Юноши плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. А во время работы пели любимые песни. Так веселей было трудиться, быстрее проходили вечера, да и работа спорилась.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод!
И играли как! В горелки!
В фанты! Да все игры хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Хозяйка:
- Вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный)
Да, правильно, это русский народный костюм.
-Как называется мое платье? (сарафан)
- Что надевали под сарафан? (рубаха)
- Какой на мне головной убор? (кокошник)
- А какие головные уборы вы еще знаете? (венец, коруна, платок)
Одинаковую ли одежду носили люди в праздники и будни?
(праздничная одежда была красиво украшена, а повседневная одежда была проще, без лишних украшений)
- Как и чем украшали в старину одежду? Украшали бисером, мехом, мелкими драгоценными камнями, вышивкой (вышивали шелковыми, золотыми нитками или простыми красными нитками).
2 часть
Хозяйка:
Сегодня мы с вами тоже будем украшать праздничный наряд (сарафан и кокошник) для русской красавицы. Будем трудиться за общим столом, как в старину (приглашает за столы). Проходите, гости дорогие присаживайтесь за стол, да будьте как дома.
Давайте вспомним, где обычно располагался узор на сарафане? (По подолу, на передней планке и по верху сарафана, где пришиваются лямки.) Показать.
Добры молодцы и красны девицы работали всегда дружно, помогали друг другу. Вы должны договориться, каким узором вы будете украшать одежду, кто будет украшать сарафан, а кто - кокошник.
- Вы гости дорогие какой техникой будете работать? (бисером,
-а вы украсите костюм с помощью какой техники? (бумагопластики,
-а вы, какую технику будите использовать? (технику филигрань).
Звучит веселая народная мелодия, дети самостоятельно выполняют работу в парах.
- А теперь наденьте на наших красавиц ваши костюмы.
По окончанию работы надевают одежду на изображение русской куклы (шаблон).
Вот, как вы хорошо потрудились любо дорого посмотреть на ваши работы, порадовали вы меня.
Хозяюшка:
- За работой и разговорами мы и не заметили, как быстро время прошло, пора расходиться по домам. Мы зря время не теряли, за работой не скучали.
О таких трудолюбивых пословицы и поговорки в народе складывают. Кто их вспомнит?
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Рабочие руки не знают скуки.
• Труд кормит, а лень портит.
• Кто любит труд, того люди чтут.
• Хочешь есть калачи не сиди на печи.
Поработав, водили хороводы. Давайте и мы с вами исполним хоровод «Вьюнок».
Спасибо гости дорогие за добрую беседу и веселую компанию!