Амирова Зимфира
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительная дымка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изо деятельности с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Цель занятия :
1. Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с
художественными традициями в изготовлении игрушек.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Удивительная дымка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. 3. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы - водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
4. Воспитывать детей на народных традициях,показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
Материалы к занятию :
- плотный картон белого цвета (размер – А;) с силуэтом барыни - водоноски,
- набор разноцветного пластилина,
-стека,
- дымковские игрушки : дымковский конь, утка, индюк, кукла - барыня, кукла-водоноска, кукла-няня,
- салфетка для рук.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Дети сидят полукругом около стола, где выставлены дымковские игрушки.
В. Дети, сегодня к нам в гости пришли дымковские игрушки. Я хочу, чтобы вы полюбовались ими. Мне хочется напомнить вам о том, где они родились, кому обязаны своим появлением на свет и кто помог им прославиться.
Давным-давно на севере нашей страны появилось село.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Здесь давним - давно поселились мастера, которые из глины лепили забавные игрушки. Долгими вечерами работали игрушечники, чтобы весной привезти на ярмарку свои глиняные игрушки - потешки: звонкие свистюльки, важных барынь, нянек с младенцами, оленей с золотыми рогами и индюков, похожих на жар- птицу. Вот как они это делали. Весной собирали глину, смешивали её с речным песком. Это нужно было для того, чтобы фигурки не растрескались при обжиге. Как только наступала поздняя осень, мастерицы начинали месить глину - разминать её, чтобы не было комочков, а только потом начинали лепить игрушки. После лепки игрушки несколько дней сушили, а потом обжигали в русской печке. Чтобы игрушки были, белые их клали в кашицу молока и мела. А лишь потом раскрашивали яркими красками куриным пёрышком или кисточкой.
Кто-то сделал индюка - распушённые бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу - стало сразу веселей.
Мастера и мастерицы появились на селе.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки.
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду,
Словно появилось чудо.
Так родилось в Дымково ремесло, которое стало народным искусством. Народ в знак уважения к дымковским игрушкам начал сочинять стихи, каждой игрушке своё почтение высказывать:
Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал.
Засвистал и поскакал.
Бока крутые,
Рога золотые
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
Утка Марфутка
Бережком идёт
Уточек Марфуточек
Купаться ведёт.
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой-
Красный, белый, золотой.
Посмотри, как хороша
Это девица - душа.
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво-
Барышня так красива!
Воспитатель показывает игрушки, о которых рассказывает.
В. Многие из дымковских игрушек к нам уже знакомы, а сегодня я хочу показать вам новую гостью.
Показывает куклу - водоноску.
В. У этой куклы необычное название - водоноска. Как вы думаете, почему её так назвали?
Д. Она несёт вёдра.
В. Правильно. Раньше, когда не было водопроводов, девушки ходили за водой на речку или к колодцу. А чтобы им было легче нести вёдра, использовали коромысло, которое клали на плечо, а на его концы надевали вёдра.
У колодца у колодца
Водоноски собрались.
Здесь вода сама нальётся,
Наклонись не поленись.
Все дымковские игрушки без дела никогда не сидят: кто воду носит, кто детей нянчит, кто утят кормит. А после работы любят и повеселиться. И сейчас они приглашают нас разделить веселье.
Физминутка «Эй, ребята, выходите»
Эй, ребята, выводите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружиться шар земной.
Вот какой весёлый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте -
Все танцуют с нами вместе.
Эх, раз, ещё раз,
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают.
2. Практическая часть.
В. Дети, вы уже много раз расписывали силуэты дымковских игрушек с помощью краски, а сегодня мы с вами украсим силуэт куклы - водоноски при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы.
1. Определить, какие части силуэта нужно заполнить однородным цветом (кокошник, лицо, кофточку, коромысло, вёдра). Напомнить правила заполнения: раскатать тонкую колбаску из пластилина нужного цвета и выложить вначале контур выполняемой части и лишь, затем заполнять внутреннее пространство контура пластилином небольшими кусочками, размазывая их до границ контура. Выполнить коромысло, раскатав тонкую колбаску из коричневого пластилина и выложив её по контуру рисунка.
2. Оформление причё ски куклы: раскатать тонкую колбаску, сложив её вдвое и перекрутить в жгут.
3. Оформление лица: раскатать маленькие шарики синего цвета – для рта и щёчек, разложить их на лице куклы и лёгким нажатием закрепить.
В. Дети, дымковским куклам так интересно, как вы всё делаете, что они, как любопытные Варвары, крутят головой в разные стороны.
Физминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
А потом вперёд,
Тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
А варвара смотрит вверх,
Выше всех и дальше всех,
Возвращается обратно,
Расслабление приятно,
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Воспитатель говорит детям о том, что хотя водоноски всегда в работе, но они очень тщательно следят за своим внешним видом, даже, идя к колодцу за водой, наряжаются в красивую узорчатую юбку, поэтому следует украсить юбки узором - элементами дымковской росписи (колечки, точки, полоски, кружки и т. д.)
4. Порядок оформления юбочки узором: вначале раскатать тонкие колбаски и выложить внешний контур юбки. Далее разделить силуэт юбки на клетки: колбаски одного цвета расположить поперёк слева направо на равном расстоянии друг от друга, а потом раскатать колбаски другого цвета и расположить на силуэте сверху вниз, лишнюю длину колбасок отрезать стекой. Получившиеся от пересечения линий клетки заполнить повторяющимися элементами узора в каждом ряду.
5. Выполнение элементов узора:
Кружок - раскатать шарик, сплющить его внутри клетки, превратив в блинчик;
Колечко - формируется из тонкой колбаски, соединяя концы по кругу;
Точки - раскатать очень маленькие шарики и, положив в нужное на узоре место, прижать слегка к бумаге;
Полоски - расположить в нужном месте и слегка прижать.
Все элементы узора закрепляют лёгким нажатием на них в местах их расположения.
3. Заключительная часть.
По окончании работы предложить детям поиграть в ярмарку.
В. Вы будете расхваливать свои работы, но так, чтобы было интересно их рассматривать, а потом мы покатаемся на карусели, которая устраивается для всех, кто пришёл на ярмарку.
Игра «Карусели»