Наталья Тарасенко
Конспект занятия по рисованию «Знакомство с городецкой росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия по ИЗО деятельности : «Знакомство с Городецкой живописью»
Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС
Тарасенко Наталья Михайловна
Используемая литература
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – 2-е изд., испр. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 336с.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Знакомство с городецкой росписью“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
• Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. Голицына Н. С. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 568с.
• Рисование с детьми 6 – 7 лет. Конспекты занятий. Колдина Д. Н. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 112с.
• Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Мозаика-синтез. Москва. 2017
Оборудование:
Наглядный материал «Городецкая роспись»; образец педагога; кисти № 2,№ 4; стаканчики с водой, салфетки сухие и влажные; бумажные шаблоны –разделочная доска.
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить располагать композицию рисунка (узора) по центру;
2. Учить выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам, передавая характерные особенности
3. Учить правильно выбирать кисть для рисовании различных элементов (широкую для рисования крупных элементов, тонкую для листочков и линий);
4. Учить подбирать краски в соответствии с колоритом городецкой росписи;
Развивающие:
1. Формировать эстетическое отношение к предметам декоративно прикладного искусства;
2. Расширять знания детей о предметах, окружающих нас;
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за русский народ, его многовековую историю и культуру, умение восхищаться трудом других людей;
2. Воспитывать умение работать в парах;
3. Воспитывать желание помогать друг другу.
Ребята, а как вы думаете, откуда к нам пришла Городецкая роспись? Кто ее придумал? На чем ее рисуют? (ответы детей)
А вы хотели бы узнать об этом. (ответы детей)
Всё началось с конца XVIII века в Поволжье, в сёлах и деревнях, расположенных по берегам небольшой речки Узолы, которая протекала возле древнего Городца. В селениях этих — в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе — издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой. Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место. На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба. Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Таким образом, городецкие мастера стали расписывать разные предметы домашней утвари (разделочные доски, шкатулки, панно, подносы и др.) из дерева в стиле Городецкой росписи, тем самым они прославились сами и прославили свое мастерство.
Городецкая роспись выполняется в три этапа.
Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
Второй этап — теневка (или оттенок, т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка, т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Сегодня мы с вами будем учиться украшать разделочные доски Городецкой живописью. Вы готовы превратить свои белые доски в красивые расписные? (ответы детей)
Посмотрите, пожалуйста, перед вами на столе лежит шаблон разделочной доски, стоят краски, кисти (разные, баночки с водой, салфетки. Вы готовы приступить к работе? (ответы детей)
Первое что мы с вами нарисуем это контур нашей разделочной доски, для этого возьмите широкую кисть и красную краску и проведите вдоль всего контура красную, ровную линию. Далее мы с вами нарисуем основные элементы Городецкой росписи – это купавки и розаны. Для это нам снова понадобится широкая кисточка. Мы с вами нарисуем сначала красной краской круг и закрасим середину – это будет основа нашего розана. Дальше над ним располагаем бутоны купавки, они у нас будут нарисованы синей краской. Нарисуйте три красивых ровных круга и раскрасьте их.
Затем мы с вами будем рисовать листочки, для этого нам нужна зеленая краска. Ребята, не забывайте тщательно промывать кисточку.
Ну вот, ребята, у нас готова основа нашей работы. Чтобы нам с вами работать дальше надо, чтобы краска подсохла. А пока краска сохнет, мы с вами отдохнем:
«Вот помощники мои».
Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.
Их как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так, Потираем руками.
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели Стучим по столу.
И работать захотели. Потираем руками.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.
Постучали повертели Круговые движения кистями.
И опять обратно в путь. Хлопаем в ладоши.
Давайте продолжим нашу работу. Нам с вами нужно нанести последние главные штрихи нашей работе – выполнить разбелевку. Для этого нам понадобится тонкая кисточка и белая краска. Мы с вами будем наносить белые штрихи на основу (рисуем точки, капельки и линии). Ребята, посмотрите, как заиграл ваш узор, но для полного завершения мы с вами возьмем черную краски и выполним окончательные шрихи. (дети выполняют по показу педагога)
Вот и готовы наши разделочные доски, полюбуйтесь, пожалуйста, какая красота у нас с вами поучилась. Вам понравилось быть городецкими мастерами? (ответы детей)
Давайте, организуем выставку наших работ, чтобы порадовать и удивить родителей.