Маргарита Стефанцева
Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Знакомство с касимовской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Рязань мастеровая. Касимовская роспись»
Задачи: знакомить с касимовской росписью, ремеслами нашего края,
расширять кругозор, вызывать интерес к изделиям народных промыслов;
воспитывать любовь к родному краю, воспитывать уважение к труду и традициям наших предков,
обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
-Ребята, я вчера была на ярмарке и купила очень красивую посуду. Сейчас вам покажу.
-Петрушка? Как ты сюда попал?
Публикация «Конспект занятия по ИЗО в старшей группе „Знакомство с касимовской росписью“» размещена в разделах
-Я на ярмарке был, устал, залез в коробку с посудой, уснул и вот я здесь.
-Ну что ж, будь нашим гостем.
Ребята, скажите, какой техникой расписана посуда? Вы почти правы, это Хохлома.
Петрушка:
-А вот и нет! Это Хохлома, но только сделанная в Касимове. Посмотрите, такой рисунок, как «клубничка», «хмель», «рябинка» пишет на изделиях только Касимовские мастера. Я на ярмарках бываю, всех мастеров знаю, «хмель придумал первый мастер по росписи Владимир Скорняков, а «клубничку» и «рябинку» сочиняли все вместе в сувенирном цеху при Касимовском лесокомбинате.
-Петрушка, расскажи, когда и откуда в Касимове появилась такая красивая роспись?
Рассказ о касимовской росписи :
-Испокон века на касимовской земле росло много лип.
-Что можно изготовить из липового дерева? (различные деревянные изделия, липа мягкая и из нее можно вырезать ложки, миски, кружки). В Касимове было несколько артелей ложкарей.
-Что такое артель? (товарищество, несколько ремесленников объединяются, чтобы вместе работать и сбывать свой товар)
Но работа не приносила особой прибыли, ложки были некрасивые, их не украшали никакой росписью. Тогда директор Касимовского комбината Лунин Владимир Васильевич пригласил мастеров из знаменитой Хохломы. Только молодые касимовские мастера не только переняли все секреты Хохломской росписи, но и создали новый стиль, который стали называть Касимовским. Он стал более красочным, ярким. Касимовские мастера стали изображать ягоды, растения с особыми завитушками. «Клубнички», «рябинки» и «хмель» - отличительная особенность Касимовской росписи.
-Как же изготавливают касимовские изделия?
Деревянные изделия вытачивают на токарных станках и тщательно просушивают несколько дней. Далее посуда дважды покрывается масляным лаком, потом алюминиевым порошком, и напоследок - цветным лаком, после чего посуда приобретает насыщенный золотистый цвет с красноватым оттенком. Только после этого мастера приступают к художественной росписи.
Касимовская роспись сильна не замысловатостью узора, а простотой и нарядностью. Сервизы: медовый, коньячный, столовый - празднично сияют золотом на столе. Здесь расписывают панно, вазы, шкатулки. Мастера подшучивают: «Распишем хоть автомобиль» (Показываются фотографии изделий Касимовской росписи.)
Касимовская роспись привлекает, не только местных жителей, но и москвичей, французов, испанцев. Для мира искусств нет границ.
-Спасибо Петруша, за рассказ.
-Попробуйте и вы, ребята, расписать тарелочки касимовской росписью.
Физкультминутка:
Раз и два! Раз и два! (Трут ладони друг о друга)
Начинается игра.
Красим крылья и живот, (поглаживание ладонями рук)
Грудь, поясницу, ноги, голову.
Красим спинку, красим ножки,
Гребешок покрась немножко.
Вот такой стал петушок (ставят руки на пояс и делают несколько поворотов влево и вправо.)
Ярко- красный гребешок.
-А теперь возьмем краски и разукрасим тарелочки Касимовской росписью. Сделаем подарок Петрушке за его интересный рассказ.
-Красивые тарелочки получились, так и хочется сказать какие - красивые слова.
Дети читают стихи:
Хохлома, хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может солнцем залитые.
Отголоски лета в зелени травы,
Шелковые всплески золотой листвы.
Наши ложки хохломские-
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не просты
Прогремели на весь мир.
Петруша:
-Мне пора на ярмарку, а вам счастливо оставаться.
-Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру. Я показываю изделие на картинке, если это касимовская роспись, вы хлопаете в ладоши, если нет, то прячьте руки за спину.
-Занятие закончилось, что нового вы узнали на сегодняшнем занятие?