Папки-передвижки

Конспект занятия по историческому краеведению «212 дней и ночей»

Овчинникова Елена Михайловна
Конспект занятия по историческому краеведению «212 дней и ночей»

Тема занятия : «12 дней и ночей»

Цель занятия : Познакомить обучающихся с героическими страницами истории Воронежа в годы Великой Отечественной войны.

раскрыть роль и значение боевых действий в городе Воронеже, познакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны, происходившими в нашем городе.

Задачи занятия :

Образовательные:

• - дать теоретические знания о событиях в Воронеже в период Великой Отечественной войны;

• - способствовать расширению знаний обучающихся о героизме защитников города Воронежа в годы ВОВ;

Публикация «Конспект занятия по историческому краеведению „212 дней и ночей“» размещена в разделах

• - сформировать представление о жизни Воронежцев в годы ВОВ;

Развивающие:

• - развивать познавательный интерес к изучению истории родного края;

• - формировать мыслительные умения и навыки, умение классифицировать и обобщать исторические факты и события;

• - решать проблемные задания, работать с историческими предметами материальной культуры;

• - развивать умения выступать публично.

Воспитательные:

Содействовать:

• - формированию гражданско-патриотических качеств личности обучающихся, гордости за подвиги своих земляков, за свою страну, край;

• - развитию самосознания обучающихся, чувства причастности к сохранению истории родного края;

• - развитию социальной активности обучающихся.

Тип занятия : Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид занятия : Комбинированный.

Форма занятия : интегрированное занятие, основанное на межпредметных связях.

Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: история, краеведение, литература.

Методы и приемы организации учебного занятия : объяснительно-иллюстративный; частично - поисковый; метод проблемного изложения.

Частно-предметные методические приемы и методы: метод погружения в эпоху, метод образного исторического видения, метод поиска исторического смысла, Прием перевоплощения в другого человека, метод эмпатии, метод творческой постановки вопросов, прием работы с предметами материальной культуры, прием постановки проблемных задач, прием работы с историческими кино и фотодокументами, метод образного исторического видения, метод эмоционального погружения в историческую эпоху. Приемы работы: «ФС фиксирую – создаю», с предметами материальной культуры, формулирования и постановки проблемных вопросов, постановки логического задания, прием контрастов.

Используемые технологии (элементы) : образовательные – объяснительно-иллюстративная, технология проблемного обучения; воспитательные – технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н. Б. Крыловой, технология субъектной социальной активности человека, технология воспитания в обучении.

Планируемые результаты занятия с позиции ФГОС основного общего образования: формирование универсальных учебных действий (УУД) : предметных, метапредметных, личностных.

Предметные результаты включают:

- знания о событиях, произошедших в Воронеже в период оккупации города немецко-фашистскими захватчиками, о героизме воронежцев, о памятных местах времен Великой Отечественной войны, об общем положении Воронежа в ходе военных действий 1942-1943 годов;

- умения искать, изучать, анализировать, сопоставлять, оценивать, систематизировать информацию по истории Воронежа в период оккупации города немецко-фашистскими захватчиками из различных исторических и современных источников;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности воронежцев в данный период;

- умения работы с историческими предметами;

- умения работать с логическими заданиями под руководством педагога;

Личностные результаты предполагают, что у воспитанников будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, край, город; уважение к истории, военно-историческим памятникам родного края;

- опыт совместной деятельности с другими обучающимися при обсуждении презентации;

- умение выражать свои чувства о войне;

Метапредметные результаты предполагают, что обучающиеся научатся:

-самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе и историческими предметами и документами; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города и края;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (военные письма);

- координировать и согласовывать свою деятельность при работе с предметами военных лет.

Дидактические средства: Видеофильм «Воронеж - Город воинской славы»

Автор - Виталий Корнеев

https://www.youtube.com/watch?time_continue=45&v=GRMl7f0lGPE

Запись песни «В землянке»

Вещи времен войны:

-Гильзы от пуль и снарядов

-Солдатская ложка

-Штыковая лопата

-Каска

-Письмо солдата

Оборудование: доска, мультимедиа-проектор, презентация к теме, рабочие листы - 6штук, ручки 6штук.

Предварительная подготовка к занятию :

Предварительно готовится три чтеца, которые заранее получают материал от педагога и репетируют выразительное чтение.

Ход занятия.

I.Организационный момент

Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы работаем с темой, которая близка нам, так как мы живем в Воронеже, а сегодня - 25 января - наш город отмечает 75-ю годовщину освобождения от оккупации фашистами в 1943 году. Цель нашего занятия познакомиться с героическими страницами истории Воронежа в годы Великой Отечественной войны.

II. Основной этап

(по ходу рассказа педагога идёт презентация)

Слайд

Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Это трагическая, скорбная и триумфальная страница истории страны.

Мы должны знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях. Должны знать о беспримерной стойкости наших сограждан, которые на протяжении 1418 военных дней и ночей сражались и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Мы должны знать и о тех 212 днях, которые наш город держал оборону, о том, что путь к Победе начался с берегов нашей реки. Говорить об этой войне можно бесконечно долго, главное найти способ. Я прошу вас помочь мне.

Великая Отечественная война. … Скажите, пожалуйста, какие чувства возникают у вас при этих словах? Перед вами лежат листочки (листочки разделены на две колонки) и ручки. Выпишите, пожалуйста, эти чувства в первую колонку.

Посмотрите на экран.

(Демонстрация 1-го фрагмента видеофильма «Воронеж- город Воинской Славы»)

Педагог: (педагог читает стихотворение, которое сопровождается слайд –шоу)

Есть чувства в человеческой душе,

Которыми она гордиться вправе,

Но не теперь, теперь они уже,

Как лишний груз на переправе.

Влюбленность, нежность, страстная любовь,

Когда-нибудь мы к вам вернемся вновь,

Теперь у нас другое чувство – месть.

Но мы иначе понимаем это,

Мы отошли от Ветхого завета,

Где смерть за смерть

Нам даже трудно будет счесть.

С лица земли вас сотни будут стерты,

Врагов за каждого из наших мертвых.

Мы отомстим за взрослых и за юных,

За стариков, согнувшихся дугой,

За детский гробик махонький такой,

Не более скрипичного футляра.

Под выстрелами в снеговую муть

На саночках он продолжал свой путь.

А если ты, Германия, - страна

Философов, обитель музыкантов,

Своих титанов, гениев, талантов,

Давно уже поправших имена,

Не прекратишь кровавый гитлеровский бред,

Тогда тебе спасенья нет.

Припомнится тебе ростовский лед,

Не позабудешь клинскую метель ты,

И в синем небе Пулковских высот,

Как ветром раздуваемое пламя,

Победоносно реющее знамя.

(авт. В. Инбер)

Какие чувства возникли у вас сейчас? Отметьте их, пожалуйста, во второй колонке.

– это контраст, который позволяет резче провести грань между миром и войной, между прошлым и настоящим, Я обращаю внимание на следующий фрагмент фильма «Воронеж - город воинской славы»

(Продолжение демонстрации видеофильма- 2-ой фрагмент)

Педагог:

Какие чувства возникают у вас, при просмотре этого фрагмента?

Допишите их добавить во вторую колонку.

Давайте вспомним о тех героических и скорбных днях оккупации нашего города:

(по ходу рассказа чтецов идёт презентация)

Чтец 1:

В первый же день войны Воронежская область оказалась на военном положении. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР была объявлена мобилизация. На призывные пункты, не дожидаясь официальных повесток, посылалось тысяча заявлений. Создавались отряды народного ополчения, в которые уже в первые дни войны вступило 60 тыс. человек. Был сформирован добровольческий полк, который в составе 1-й гвардейской стрелковой дивизии прошел боевой путь от Воронежа до Вены.

Условия военного времени требовали перестройки всей жизни. Подростки работали наравне со взрослыми. Цель была одна - укрепить оборонную мощь Родины.

Летом 1941 г. предприятия Воронежа наладили массовое производство военной продукции. Завод имени Коминтерна выпускал реактивные установки - «Катюши». Авиационный завод строил самолеты – Штурмовики ИЛ-2. Отрожский вагоноремонтный завод впускал зенитные бронеплощадки и бронепоезда.

Наступательная операция гитлеровцев на Воронежском направлении получила кодовое название «Синяя», и началась со стороны Курска. Наступление было стремительным. Фашисты полагали, что со взятием Воронежа сумеют добиться решающего успеха в ходе летней компании. В листовках, обращенных к немецким солдатам, призывали: «Солдаты. Заставьте склониться Воронеж – это конец войны. Это отдых. Вперед!».

28 июня 1942 г. началось наступление фашистов на воронежском направлении.

Слайд 33

Чтец 2: Воронеж в течение длительного времени подвергался массированным воздушным налетам. Особенно сильными они стали к июню 1942 года, когда за ночь на город обрушивались тысячи бомб. Но промышленность города продолжала работать, часть ее была эвакуирована, жители города оставались на своих местах и героически боролись с сотнями пожаров. Над городом в течение многих дней стояли черные клубы дыма и огненное зарево.

В таком положении город встретил врага. Он встретил его упорным сопротивлением у донских переправ западнее своих окраин, где гитлеровцы понесли огромные потери. Встретил выдумкой своих зенитчиков, опускавших стволы орудий и бивших по новым тяжелым танкам, впервые введенным в бой на восточном фронте, прошивая их насквозь. Встретил героизмом летчиков 2-й ударной авиационной армии, вступавших в неравные бои с армадами немецких бомбардировщиков. Встретил яростью народных ополченцев, о необыкновенной стойкости которых писал сами немцы.

Педагог: Обращаясь к нашим бойцам и командирам, сражавшимся за Воронеж, поэт

А. Безыменский писал:

Врага утопишь ты в Дону,

Сожжешь огнем, в могилу вгонишь!

Боец, спасая всю страну,

Ты должен отстоять Воронеж!

Чтец3: 212 дней и ночей шли ожесточенные бои за Воронеж. Фашисты не смогли захватить Воронеж полностью.

В городе оставалось, по крайней мере, половина (около 200 тыс.) жителей. В этих условиях развернулись упорные уличные бои. Через несколько дней большая часть правобережной части города перешла под фашистский контроль. Исключение составил только район сельскохозяйственного института, где многодневные бои носили ужасающий характер, в большей мере переходящий в рукопашные схватки за каждый дом. Мосты через реку Воронеж были взорваны. Наши подразделения закрепились в левобережной части города. Уже 7 июля фон Вейхс объявил солдатам об окончательном захвате Воронежа, но это было только начало. В этот же день был образован Воронежский фронт. В течение нескольких недель не сообщали стране страшную правду о бьющемся городе, заменяя ее словами «. упорные бои в районе Воронежа».

Чтец 1:В самом городе вспыхнула партизанская война и фашистский террор. Немцы решили выгнать из города всех жителей, для чего был издан специальный приказ. Тех, кто не мог покинуть город в течение 24 часов, ждал расстрел. На центральных улицах и площадях города, на деревьях скверов и оградах парков, на светофорах и фонарных столбах, на памятниках висели трупы казненных горожан. Из больниц, где проходили лечение раненные от воздушных налетов гражданские лица, фашисты забрали всех и в месте, называемом Песчаный Лог, на южной окраине города расстреляли 453 человек, в том числе – 35 детей.

Чтец 2: Воронеж оказался единственным городом Европы, где оккупационный фашистский режим не смог установить свою администрацию и назначить бургомистра. На призывы немцев записываться в полицию не пришел ни один человек. Из каждого подъезда, каждого оконного проема, каждого подвала фашистам грозила смерть. Особенно мстили за произошедшее 13 июня. Тогда, в воскресный день, в городском детском парке было по обыкновению много детворы. Внезапно именно на парк был совершен массированный авианалет. Погибли сотни маленьких воронежцев. Поодиночке и в составе десятков партизанских отрядов горожане безжалостно мстили врагу.

Чтец 3. В конце августа и сентябре 1942 года командование Красной Армии предпринимает попытки закрепить за собой плацдарм на правом берегу Воронежа. Не с первого раза, но нашим войскам это удалось. Чижовский плацдарм, прозванный у солдат «долиной смерти».

Педагог: Для форсирования Воронежа, наши солдаты по ночам сооружали подводную переправу из бетонных осколков и битого кирпича, на полметра прикрытую водами реки и невидимую с воздуха. По ней в одну из ночей на правый берег перешла техника и пехота и неожиданно ударила по врагу. Завязалось страшное сражение, длившееся несколько недель, в результате которого маленькая часть города осталась за нашими бойцами. Сражение на Чижовке не прекращалось и дальше, обе стороны пытались улучшить свои позиции. Немцы успели превратить этот район в мощнейшую полосу обороны с фортами и опорными пунктами. Сражались за каждый дом, за каждый этаж, за каждую комнату, за каждый подвал. Руины переходили из рук в руки. В воронежских музеях хранятся предсмертные записки наших героев и свидетельства очевидцев их подвигов, говорящие о высочайшем состоянии духа, глубоком патриотизме и беззаветной верности. Они не были «пушечным мясом», они приносили себя в жертву на алтарь нашей жизни и нашей свободы. Десятки тысяч советских солдат отдали свои жизни за маленький клочок этой земли. Все они покоятся в «братской могиле №1» мемориала «Чижовский плацдарм». Братских могил в Воронеже больше двухсот.

Педагог: Именно с этого плацдарма началось и освобождение города, до которого было еще несколько месяцев упорных уличных боев, артобстрелов, авианалетов, снайперской войны. Ветераны вспоминают, что в боях за Воронеж не было раненых, их достреливали, потому что город беспрестанно горел.

В ночь с 24 на 25 января 1943 года на левом берегу города сосредоточились мощные ударные группы советских войск. С рассветом погода резко ухудшилась и без поддержки авиации и прицельной артподготовки, под аккомпанемент «Катюш пехота и танкисты перешли в наступление. Воронеж был очищен одним мощным ударом, силы которого хватило и на то, чтобы линия фронта откатилась далеко за Дон. Город горел, но впервые за семь месяцев беспрерывных боев наступила тишина.

Город Воронеж оказался третьим, после Ленинграда и Севастополя, по длительности нахождения на линии фронта. За всю войну было только два города - Сталинград и Воронеж, где линия фронта проходила через сам город. Воронеж вошел в число 12 городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне и в число 15 городов СССР, требующих немедленного восстановления. В воронежских операциях было уничтожено 26 немецких дивизий, 2-я венгерская (полностью) и 8-я итальянская армия, а также румынские части. Количество пленных было больше, чем под Сталинградом. В сражениях на воронежской земле погибло около 400 000 советских воинов.

Чтец1: Уже 26 января в город из окрестных поселков стали возвращаться его жители. Воронеж встретил их грудой камней и заревом пожарищ. Но уже к марту их количество достигло 10 000 человек. Коммунальный фонд города был уничтожен на 92%. На совете правительства ставился вопрос о нецелесообразности восстановления города и его ликвидации. Но воронежцы упорно возвращались на родину. Вот воспоминания очевидца от встречи с любимым городом:

«Перед своим отступлением из города немцы разрушили заводские корпуса, взорвали лучшие общественные здания: государственный университет, вокзал, здание обкома и облисполкома, Дворец пионеров. Разрушен был Митрофаньевский монастырь и его колокольня - памятник творчества Кваренги. Искалечено прекрасное здание филармонии (бывшее Дворянское собрание, разбита колоннада старинного дома Тулинова. Два с половиной века стоял на острове свидетель петровских времен, молчаливый, но много говоривший нашей памяти цейхгауз. Ни огонь, ни время, ни человек не тронули его мощных стен. Фашисты превратили их в груду кирпича. Они увезли на переплавку и бронзовый памятник Петру из городского сквера».

Чтец 3. Но фашистским безумцам не удалось отбросить Воронеж на триста лет назад, хотя их горделивая пропаганда пророчила, что город не восстановиться и за 50 лет. Уже через месяц после освобождения города вступили в строй временные электроустановки, временная насосная станция. Население получило и воду и свет. Водопровод был полностью восстановлен к 1 сентября 1943 года, ВОГРЭС дала ток в январе 1944 года.

В марте 1944 года Воронеж посетила правительственная комиссия по оценке ущерба. Педагог: После осмотра города ее представители задали только два вопроса: почему так чисто и где живут люди?

Где же, в самом деле, жили люди? Пока шла война, пока не было уличных фонарей, проходя ночью по городу, можно было наблюдать какой-то отблеск на тротуарах, у самой подошвы искалеченных домов. Это пробивался слабый свет из окон подвалов. Подвалы были заселены в первую очередь, сразу же после освобождения города.

Когда разминировали домики, уцелевшие главным образом в приречных, изрезанных оврагами районах города, многие сотни семей перебрались туда. Но подвалы не остались необитаемыми. Их сейчас же снова занимали воронежцы, возвратившиеся на родное пепелище. Пригодных к ремонту домов было так мало - восемь-десять из сотни, а население города все увеличивалось. Стали приспосабливать под жилье каждую случайно сохранившуюся ячейку разрушенных зданий. В центре города, в большом доме, зияющем всеми своими этажами, на самом верху - не под крышей, потому что крыши не было, а, кажется, будто прямо под кровлей неба - светилось одно окно. Кто-то жил на этом удивительном маяке! Была в городе колокольня, оборудованная под квартиру. Комнатки, восстановленные в разных этажах непокрытых, недостроенных домов, походили на скворечники на голых еще деревьях. Тысячи воронежцев возвратились в родной город, зная заранее, как здесь тяжело и трудно. Мужественные русские люди дали клятву поднять Воронеж из пепла пожарищ, из обломков и развалин. Рабочие, служащие, женщины-домохозяйки, подростки участвовали в восстановительных работах.

чтец. Поэт Константин Гусев писал :

«Но словно в горы входишь ты

в свой город.

Камни, груды щебня,

развалин мрачные хребты,

разбитых стен косые гребни.

. Глядит хозяйкою луна

из окон выжженного дома.

Бьет ветер в жесть. И ночь полна

железного глухого грома.

Здесь света нет и нет тепла -

твой город темен и печален.

И полночь на плечи легла

безмерной тяжестью развалин».

Воронеж восстановился за пять послевоенных лет. Ущерб, нанесенный оккупантами Воронежской области, дан Чрезвычайной Государственной комиссией. Он равен 15 284 846 тыс. руб. (в старом исчислении денег).

Фашисты говорили, что потребуется 100 лет, чтобы восстановить город и хозяйство. Более 300 000 мин гитлеровцы оставили в Воронеже.

Но уже через три года (1943-1945) в области были восстановлены 122 завода союзного значения, 139 предприятий, 12 электростанций и важнейшие железнодорожные линии.

Сотни тысяч воронежцев сражались на различных фронтах, в разных видах войск. Они защищали Москву и Ленинград, участвовали в Сталинградской и Курской битвах, освобождали Польшу и Прагу, штурмовали Берлин. Знамя над рейхстагом водрузили бойцы 150-й стрелковой дивизии, командиром которой был Воронежской области Герой Советского Союза генерал – майор В. М. Шатилов.

300 воронежцам присвоено звание Героя Советского Союза. Юные жители Воронежской области помогали взрослым в борьбе с захватчиками в тылу и на фронте (были связными партизанских отрядов). Их называли красными орлятами воронежских сел и городов.

День Победы – 9 Мая 1945 г. жители Воронежа и области радостно встречали со всем народом. В год 30-летия победы за мужество и героизм, проявленные в годы войны, успехи в развитии народного хозяйства г. Воронеж был награжден орденом Отечественной войны I степени. Слайд 39

В 2008 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу присвоили почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Слайд 40

Сколько лет не прошло бы с первого утра победы, тема войны останется современной всегда.

Педагог: Вы узнали об основных событиях битвы за Воронеж. Давайте проверим, как вы усвоили материал: Ответьте на вопросы:

- Когда гитлеровцы ворвались в черту города Воронежа?

- Кто возглавил Воронежский фронт?

- Назовите имена героев - защитников г. Воронежа.

- Сколько дней длилась битва за г. Воронеж?

- О каких злодеяниях фашистов на воронежской земле вам известно?

- В чем состоит роль Воронежского фронта в Великой Отечественной войне?

(ответы обучающихся)

Педагог: Давайте продолжим наше эмоциональное погружение в ту эпоху. Посмотрите на экспозицию. Назовите предметы, которые вы видите?

( Обучающиеся называют предметы: гильзы от пуль и снарядов, солдатская ложка, штыковая лопата, каска, письмо солдата)

Педагог: Эти вещам более 75 лет. Возьмите, рассмотрите эти предметы, что вы можете сказать о них? Что могли бы рассказать нам эти вещи?

(Ответы обучающихся. Во время осмотра вещей и ответов воспитанники встают, ходят, меняются предметами, поворачиваются к другим столам, чтобы рассмотреть предметы, что заменяет динамическую паузу.)

Педагог: Мы прикоснулись к истории через эти предметы, которые держали в своих

руках солдаты нашей армии.

Давайте представим, что мы - солдаты и выпало нам короткое время отдыха. Что старались сделать бойцы в эти минуты затишья? Конечно, написать письма своим близким, чтобы успокоить их, вселить уверенность, что враг будет разбит, часто уверяли их, что воевать не так уж страшно. … Но, бывало, письмо еще идет, а солдата уже нет в живых. А как ждали весточки с фронта в тылу! Эти треугольнички были дороже всего на свете. Они приносили радость, что близкий человек жив и надежду, что вернется с фронта. Теперь мы представили, что мы солдаты, у нас есть несколько минут пока кто-то тихо поет любимую песню «В землянке», мы можем написать письмо своим родным.

(Звучит песня «В землянке», обучающиеся пишут письма)

Педагог: Наши письма написаны, осталось только сложить их треугольником, как это делали солдаты в годы войны…

(Педагог показывает и обучающиеся сворачивают свои листы по образцу)

III. Подведение итогов. Рефлексия

Педагог: Перевоплощение в другого человека помогает понять его мысли, поступки, понять историческую эпоху…. не только обучает, но и воспитывает нас. Наши чувства стали личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так давайте продолжим заполнять наш листок :

Прошу вас выписать во вторую колонку чувства и ощущения, которые есть у вас сейчас.

(обучающиеся заполняют вторую колонку)

Давайте, зачитаем, что вы написали.

(обучающиеся зачитывают слова из второй колонки)

Вы написали целый ряд чувств: Сопереживание, ответственность, гражданственность, героизм, защита, гордость, самопожертвование …

(ответы обучающихся)

Педагог: А теперь давайте сравним ваши записи в колонках, с теми, которые на экране – (на экране слайд)

Любовь к Родине патриотизм

Доброта ответственность

Сочувствие гражданственность

Сострадание защита

Милосердие уважение

Радость любознательность

Восторг любопытство

Восхищение героизм

Сопереживание подражание

Гордость вера

Страх трусость

Обман жалость

Ужас смелость

Отвращение самосохранение

Предательство самопожертвование

Какие чувства из этой таблицы вы бы хотели бы выписать в свой листок.

(ответы обучающихся)

Ребята, как вы думаете, какие чувства из перечисленных в таблице можно назвать патриотическими?

Что такое патриотизм?

Вы – патриоты? Вас можно так назвать? Почему?

Мы много знаем о войне, помним, храним и готовы передать это подрастающему поколению.

(заключительная часть видеофильма «Воронеж – город Воинской Славы)

Публикации по теме:

Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитание патриотизма через знакомство с родным городом Любить свой край, знать его богатства, его историю- на этих лучших чувствах к родным и воспитывается патриотизм. М. Калинин В последние.

Работа с детьми по приобщению к историческому прошлому родного края Старинная мудрость напоминает нам «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа.

Конспект занятия по закреплению названий дней недели «Вторник» Цель: Продолжать знакомство детей с днями недели: познакомить с новым днём недели - вторником. Образовательные задачи: Учить различать.

Конспект занятия по краеведению «Мой родной город Шадринск» Конспект НОД на тему: «Мой родной город - Шадринск» Тема: «Мой родной город - Шадринск» Цели: расширить и углубить знания детей о своей.

Конспект занятия по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «От лаптей до наших дней» Тема занятия: «От лаптей до наших дней». Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей об обуви. Задачи занятия: -Познакомить детей.

Конспект занятия по краеведению «Памятники города Североморска» Конспект разработала воспитатель МБДОУ № 49 Бумагина Оксана Вячеславовна Конспект образовательной деятельности «Памятники города Североморска,.

Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья»Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья» Конспект занятия по краеведению по теме: «Дмитров главный город Подмосковья» Пр. содержание: Дать детям представление о том, почему Дмитров.

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Путешествие по Фокинскому району г. Брянска» Тема: Путешествие по Фокинскому району г. Брянска Цель:воспитание у детей нравственно-патриотических чувств,любви к малой Родине. Задачи:.

Конспект занятия «Этих дней не смолкнет слава!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Конспект ООД в подготовительной группе «Этих дней.

Конспект занятия «Семь дней — неделя» Задачи: Образовательные: • сформировать представления детей о днях недели путем знакомства с календарем; • учить детей называть и раскладывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по историческому краеведению «212 дней и ночей»
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 01:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по историческому краеведению «212 дней и ночей»» (включая файлы) размещена пользователем Овчинникова Елена Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД