Щепук Юлия
Конспект занятия по художественной литературой «Чтение по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с новым рассказом Н. Н. Носова
Задачи:
- учить развитию диалогической речи детей (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения);
- продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок и рассказов;
-продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект занятия по художественной литературой „Чтение по произведению Н, Н, Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
шляпа с полями, презентация с иллюстрациями художника И. М. Семенова, портрет Н. Носова, цветные карандаши, картинки к рассказу Н. Н. Носова "Живая шляпа"
Ход занятия:
1. Организационная часть:
Дети стоят на коврике в свободном порядке около воспитателя.
Воспитатель вносит на занятие шляпу с полями и уточняет у детей:
В. - Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
-Кто знает, что это такое? (ответы детей)
В. Правильно, ребята, это шляпа.
-А кто знает, для чего она нужна? (ответы детей)
В. Совершенно верно, шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)
Шляпа- это головной убор, ее носят люди. Если шляпу носят мужчины она. мужская; если ее носят женщины она (женская); если ее носят дети, она (детская). Все верно ребята!
-Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (весной, осенью, летом)
-Скажите, а у вас шляпы есть?
В. Вот какая универсальная вещь- это шляпа! Присаживайтесь за столы. (дети садятся за столы)
В. Ребята, а еще шляпа бывает живой! Не верите? Я тоже сначала не верила, пока не прочитала рассказ Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
Мы с вами уже говорили, что сказки и рассказы это разные литературные жанры.
- Кто из вас помнит, чем рассказ, отличается от сказки? (ответы детей)
В. Правильно, ребята! В рассказе всегда говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как все было на самом деле? Тогда слушайте внимательно.
2. Основная часть.
1. Чтение педагогом рассказа.
В. Ребята, я буду читать вам рассказ, а вы внимательно слушайте, запоминайте героев, и смотрите на иллюстрации на экране. (Воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семенова)
2. Беседа с детьми по содержанию рассказа:
В. Вот такой интересный рассказ.
- А вам он понравился?
- Как звали мальчиков, кто вспомнит и назовет? (Вовка и Вадик)
-Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)
-Где лежала шляпа? (на комоде)
-Где сидел котенок? (на полу возле комода)
-Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану? (на кухню)
-Что делали мальчики, чтобы спугнуть шляпу? (стучали по полу кочергой, кидали картошкой)
- Кто из мальчиков попал первым? (Вадик)
-Что сначала высунулось из- под шляпы? (серый хвост)
- Как звали котенка? (Васька)
-Скажите, история, которая произошла с мальчиками смешная или грустная? (ответы детей)
- А что вам показалось самым смешным?
-Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Динамическая пауза (пластический этюд)
В. Ребята, встаньте около своих столов.
- Скажите, а мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу?
-А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались?
Вот как они испугались!
А теперь покажите:
- как они тряслись от страха, сидя на диване;
- как они побежали из комнаты;
- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.
В. Хорошо.
-А теперь вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя)
(Дети садятся на свои места)
В. Автор назвал рассказ «Живая шляпа». А по другому, как бы можно было назвать рассказ? (дети предлагают свои варианты названий, педагог привлекает малоактивных детей к творчеству)
-Молодцы, вот сколько интересных названий вы придумали для рассказа!
3. Решение проблемной ситуации.
В. Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа – волшебница», это название подошло бы для рассказа?
- Почему вы так думаете?
- Кто думает иначе? Почему? (педагог выслушивает аргументы детей за и против)
В. Конечно, ребята волшебные шляпы бывают только в сказках. А в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа- волшебница» не подходит для рассказа.
3. Заключительная часть
В. Вот подходит к концу наше занятие. Давайте с вами вспомним, о чем мы с вами говорили?
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Вам понравился рассказ?
- Кто запомнил фамилию автора?
- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей)
-Попадали ли вы в такую же ситуацию, описанную в рассказе?
В. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили. Наше занятие окончено.