Татьяна Шутова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Веселые узоры Дымки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе
Цель: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
- познакомить с историей Дымковской игрушки;
- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности;
- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
Материал и оборудование: раздаточный материал, клей, фольга, образцы Дымковских игрушек.
Ход занятия.
Воспитатель. Стоят на дороге лошадки, будто облачка белые на землю опустились или дымок по дороге стелется. Стоят, а скакать пока не могут. Но когда мы их распишем узорами, станут они настоящими дымковскими лошадками – красивыми и резвыми.
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?В давние времена жители слободы Дымково, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья».
Воспитатель: Давайте разглядим хорошенько дымковские игрушки. Что у них общего?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: Какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.
Воспитатель: А попробуйте предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно! Белый фон мастера взяли от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что их делали к празднику, поэтому раскрашивали яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Давайте рассмотрим узоры на игрушках.
А сейчас предлагаю немного размяться перед тем, как мы начнем расписывать наши игрушки.
Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель. Пусть каждый из вас выберет тот узор, который ему больше нравится, и распишет свою игрушку. Выбрали? Обратите внимание, Дымковскую игрушку расписывают (элементы) : кружками, кольцами, полосками, змейками.
Выполнение росписи детьми.
Воспитатель. Готовую игрушку дымковские мастера часто украшают тонкими золотыми пластинками – кусочками сусального золота. Эти листочки такие легкие, что, когда на игрушку «сажают золото», то даже форточки закрывают, чтобы листочки эти сквозняком не унесло. Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и закрепляет в нужном месте, «сажает». Яйцо здесь используется вместо клея.
Мы тоже можем украсить свои игрушки «золотом», я приготовила клей и маленькие кусочки фольги. Помните: золото не должно закрывать роспись, мешать ей, его надо совсем немного, да и то не всегда, а лишь когда «к месту» и украсит изделие. (Украшение фольгой, по желанию детей.)
Воспитатель. Вот и ожили наши лошадки! Кажется, что они вот- вот поскачут.
Рефлексия.
Итог. Выставка детских работ.