Елена Ермолаева
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Разноцветные бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием бабочек, с их особенностями.
2. Развивать интерес к жизни насекомых.
3. Воспитывать у ребят бережное и доброе отношение к природе.
4. Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования (монотипия).
5. Развивать воображение, внимание, мышление.
6. Разучить и закрепить значение слов личинка, гусеница, бабочка, монотипия, прилетела, опылять, перелетать.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Разноцветные бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Чтение художественных произведений и беседы,рассматривние картинок иллюстраций о насекомых. Разучивание стихов. Проведение дидактических и подвижных игр.
Ход занятия
Воспитатель: Доброе утро!
Ребята, послушайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это бабочка.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как появляются бабочки.
Ответы детей
Воспитатель: итак обобщим вместе (с опорой на иллюстрацию)
Превращение имеет 4 цикла:
- яйцо,- личинка,- куколка,- бабочка.
Весной, как только пригреет солнышко и начинают появляться первые весенние цветы на проталинках, клумбах, деревях насекомые выходят из своих зимних домиков. И конечно бабочки. Самой первой просыпается крапивница очень яркая, пёстрая бабочка. Крылышки у нее ярко-оранжевые с черными и желтыми пятнышками. Как вы думаете почему ее так называют? Ответы детей. Очень интересные у вас варианты ответов, но Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Позже просыпается лимонница. Как вы думаете, почему ее так назвали? Ответы детей. Правильно. У этой бабочки крылышки желтого цвета, как лимон, поэтому ее так и назвали. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Становится совсем н заметной.
Есть еще очень интересная бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками. Как вы думаете, как онаназывается. Ответы детей. Правильно каустница.
Предлагаю немножко размяться и провести физкультминутку.
«Бабочка»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши!
Воспитатель читает стихотворение:
«Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья.
Дышать хочу?
Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Автор: А. А. Фет
- Ребята, а как вы думаете: бабочки полезные или вредные? Ответы детей. А для чего они вообще нужны?Ответы детей.
Воспитатель:Вы совершенно правы, бабочки могут быть как полезными так и вредными. Когда бабочки перелетают с цветка на цветок, они на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим они приносят пользу. А вред приносят не сами бабочки, а их гусеницы, которые могут поедать листья, цветы и даже плоды растения.
Дидактическая игра: «Веселые насекомые»( Цель: развивать ассоциативное мышление, воображение).
Воспитатель:Посмотрите, на полянку к нам сегодня прилетели бабочки (вырезанные из белой бумаги бабочки). Но они очень остранные. Как вы думаете почему? Ответы детей
Воспитатель:Правильно. Бабочки белые и грустные, из-за того, что у них нет ярких, красивых нарядов. Мы можем им помочь? Что для этого надо сделать?
Ответы детей.
Воспитатель:Перед тем, как нам приступить к работе предлагаю еще раз посмотреть, какие бывают бабочки, какие у них красивые крылышки.
Физкультминутка.
«Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся
(сидят на корточках, встают,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
(повороты влево, вправо, потянуться,
Взвился вверх и полетел
(плавное движение рук в стороны).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется
(кружатся на месте)
Воспитатель: Ребятки, давайте полетим, сядем за свои столы и поможем бабочкам, сделаем их красивыми и разноцветными.
Кистью с краской мы поставим на крыльях с одной стороны бабочки разноцветные кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и придавим ладошкой. Эта техника называется «Монотипия».
(Объяснение сопровождается показом)
- Ребята, прежде, чем начнём рисовать, давайте вспомним о правилах работы с кистью и красками.
1. Кисточкой не размахиваем, чтобы не испачкать рядом сидящего.
2. Краски смешивать на палитре.
3. По окончании работы кисти следует хорошо обмыть, вытереть и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса.
4. После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем и вытираем сухой салфеткой
Рисование.
Воспитатель:
- Ребята, давайте рассмотрим из каких частей состоит бабочка?
Дети: - Крылья, туловище, голова.
1. На силуэте в центре бабочки рисуем туловище, состоящее из двух овалов (большого и малого).
2. Посмотрите, кистью с краской мы поставим на крыльях с одной стороны бабочки разноцветные яркие кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и придавим ладошкой. Эта техника называется «Монотипия».
(Объяснение сопровождается показом)
Приступим к росписи крыльев бабочки.
Играет лёгкая красивая музыка «Звуки леса».
Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмам изображения).
III. Итог совместной деятельности.
Воспитатель:
Посмотрите какие чудесные бабочки у вас получились. Возьмите их в руки, и они полетят на нашу чудесную поляну. Выберите своей бабочке цветок и посадите ее. Какая чудесная полянка у нас получилась!
Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали? Что вам понравилось?
Дети смотрят на своих бабочек и делятся своими впечатлениями.