Татьяна Карташева
Конспект занятия по гендерному воспитанию и самоанализ «Мальчики и девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мальчики и девочки».
Цель: Развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаниё детей о своей принадлежности к полу.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с отличительными признаками девочек и мальчиков (внешний вид, поведение, одежда, голос).
2. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.
Публикация «Конспект занятия по гендерному воспитанию и самоанализ „Мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Самоанализ
- Темочки
3. Отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных.
4. Образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие:
- развивать классификационные умения на примере предметов одежды.
Воспитательные :
- воспитывать доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг к другу.
Ход занятия.
Организационный момент.
В. : Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями (здороваются, а я поздороваюсь с вами…Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики.
Ой а что это за пакет такой красивый стоит? А что же здесь внутри? Посмотрите здесь есть альбом с фотографиями. Кто здесь изображён? (ответы детей). Мальчик или девочка? А это кто? Когда я была маленькая меня называли Таней, а сейчас я выросла, стала большой и теперь меня называют по имени и отчеству. Сколько много имён, и все они разные. Мальчиков называют именами для мальчиков, а девочек – именами для девочек. А чем ещё отличаются девочки от мальчиков?
Посмотрите друг на друга и скажите во что одеты наши девочки?
А как одеты мальчики, также как девочки?
Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем ещё отличаются девочки от мальчиков? (Обратить внимание на причёски и голос).
Смотрите здесь ещё есть сундучок. Давайте заглянем что там. Внутри его находятся цветы. Они такие же красивые как и вы и такие же разные как ваши имена. Этот цветочек похож на Диану. …и т. д.
- Ой, что это, подул ветер и все цветочки заморозил и превратил в снежинки…Что же нам теперь делать? Я кажется догадалась как расколдовать наши цветочки. Нужно дотронутся до снежинки и назвать своё имя ласково. Давайте подуем на сундучок. (складываются снежинки в сундучок и появляются снова цветы)
Основная часть.
Неожиданно в группе появляется Хрюша и плачет.
В. : Здравствуй, Хрюша, что случилось? Почему ты плачешь?
Х. : Здравствуйте. Сегодня утром я потерял свой волшебный пакет.
В. : Хрюшенька, а это случайно не твой пакет?
Х. : Мой. (плачет)
В. : Почему ты опять Хрюшенька плачешь?
Х. : Мои картинки все перепутались.
В. : Дети, как нам помочь Хрюше?
Д. : Мы соберем их все вместе.
Воспитатель и дети складывают картинки с изображением куклы и машины.
В. : Дети, что у нас получилось, что изображено на картинках?
Д. : Кукла и машина.
В. : Как это можно назвать одним словом?
Д. : Игрушки.
В. : Дети, посмотрите на нашего Хрюшу, какой он стал?
Д. : Весёлый радостный.
В. : Хрюша, а ты хочешь узнать, кто какими игрушками играет у нас в группе? Присаживайся с ребятами на стульчики, и мы расскажем тебе много интересного.
Какими игрушками любят играть девочки?
Д. : Куклы, посудка…
В. : Правильно девочки играют в куклы, кухонную посуду, мягкие игрушки они вырастут умными, добрыми, ласковыми, заботливыми, потому что девочки – будущие мамы.
Х. : Ребята, а в какие игрушки играют мальчики?
Д. : Мальчики любят играть с машинами, солдатиками, конструктором.
В. : Мальчики играют в солдатиков, и ездят на машине они вырастут сильными, смелыми, храбрыми, как папы и как солдаты, они будут защищать Родину.
В. : А кто у нас играет мячиком?
Д. : И мальчики и девочки.
В. : Правильно. Есть такие игрушки в которые играют и девочки и мальчики.
Х. : Ребята, а я знаю одну интересную игру. Хотите поиграть (дети отвечают).
Она называется «Что из чего?»
Машина сделана из железа, она какая?. Железная.
Кукла сделана из пластмасса, она какая?. Пластмассовая.
Мишка сделан из плюша, он какой?. Плюшевый.
Матрёшка сделана из дерева, она какая?. Деревянная
Мячик сделан из резины, он какой?. Резиновый
Кораблик сделан из бумаги, он какой?. Бумажный
В. : Спасибо Хрюша за игру. А ты умеешь делать пальчиковую гимнастику? Мы тебя сейчас научим. Она бывает разная.
Сначала мы будем делать с мальчиками.
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши)
Паровоз и два коня, (загибают пальцы на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход.
Сколько вместе? (хлопают в ладоши)
Как узнать?
Помогите сосчитать. (ударяют ладони друг о друга)
А теперь девочки покажут как они умеют делать пальчиковую гимнастику.
На большом диване в ряд (хлопают в ладоши)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино (загибают поочерёдно все пальчики)
И весёлый Чиполино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочерёдно пальчики)
Помогаем нашей Кате (стучат кулачками друг о друга)
Мы игрушки сосчитать.
Х. : Спасибо ребята. Теперь я знаю, что есть пальчиковая гимнастика для девочек и мальчиков. А я знаю такую игру в которую играют все вместе. Хотите поиграть?
Д. : Да.
Х. : Сейчас с помощью моего волшебного пакета я превращу наш зал в цветочную полянку.
Подвижная игра «Цветы и пчёлы»
Х. : Вся пчелиная семья улетела, цветочки закрыли свои головки и уснули, а мы с вами вернулись назад в свой зал.
В. : Спасибо Хрюша. Нас уже заждались наши знакомые Витя и Маша (показ кукол) – брат и сестра. Им срочно нужна помощь. Они собрались на прогулку а их одежда перепуталась, вот какая куча одежды, как разберёшься, где чья? (дети одевают кукол, звучит музыка «Из чего же…»)
В: Ребята посмотрите на Витю и Машу. Они похожи друг на друга (ответы детей)
А чем они отличаются? (ответы детей)
Все люди похожи и непохожи друг на друга. Мы с вами знаем как можно отличить девочку от мальчика. Но все дети- и мальчики и девочки должны дружить между собой и играть вместе.
В. : Хрюша, тебе понравилось играть вместе с нами? (ответ) А хочешь с нами пойти на прогулку? Давайте скажем нашим гостям до свидания. (говорят). Возьмём Машу и Витю с собой на прогулку.
Самоанализ.
При планировании занятия я исходила из :
- особенностей детей этого возраста (переход на средний возраст с преобладанием ярко выраженной двигательной активностью; чрезмерной любознательностью;
- опоры на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Предварительная работа была проведена в полном объё ме:
- выучили пальчиковую гимнастику для девочек и мальчиков;
-рассматривали картинки с изображением мальчиков и девочек, определяли сходство и различие;
- играли в сюжетно-ролевую игру «Моя семья».
Младший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки к школьному обучению. Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребёнку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене деятельности в рамках занятия.
В связи с этим занятие построено с учётом интеграции образовательных областей в соответсвии с возрастными особенностями воспитанников :
-«Коммуникация»;
- «Познание»;
- «Социализация»;
- «Физическая культура»;
- «Здоровье».
Цель занятия :
• Развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу.
• Формирование дружеских отношений между девочками и мальчиками.
В ходе занятия решались следующие задачи:
Образовательные:
- продолжать развивать тендерные представления у детей, закреплять знания детей о своей принадлежности к полу и его отличительных особенностях;
- уточнять понятия детей о положительных чертах мальчиков и девочек; - расширять представление детей о игрушках;
- отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
- образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие:
- развивать классификационные умения на примере предметов одежды.
Воспитательные :
- воспитывать доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создать условия для активного движения;
- сделать пальчиковую гимнастику;
Взаимосвязь задач предусматривается в структуре занятия – это единый сюжет.
Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия (ознакомление с окружающим миром); с усложнением от простого к сложному, учитывая смену положения детей, двигательную и умственную активность.
Продолжение занятия соответствует санитарным положениям и нормам, гигиеническим требованиям, длительность занятия 15 минут.
Форма организации занятия – игровая ситуация. Организовано было фронтально со всеми детьми при оказании индивидуально-дозированной помощи.
Основной метод – игра и игровые поручения.
Также использовались и другие методы:
• Наглядный (альбом с фотографиями, присутствие кукол, игрушек);
• Словесный (рассказывание кого-как зовут, игра «назови ласково», вопросы разного характера, поощрение от моего имени, от имени героя);
• Практический (составление из частей целого);
• Сюрпризный момент (появление волшебного пакета, приход героя- Хрюши)
Для создания у детей интереса к занятию, к усвоению материала использовала такие типы мотивации как:
- познавательная (для этого использовала такие приёмы как решение проблемной ситуации,
- игровая (всё занятие построено в игровой форме,
- коммуникативная (выполнение задания всем вместе, что повышает социальную уверенность у детей).
Взаимодействие педагог-ребёнок.
Внимание уделено каждому ребё нку: одобряла, хвалила, помогала.
Считаю, что занятие удалось, поставленные цели и задачи были реализованы. Все виды деятельности, запланированные на занятии с детьми были проведены.