Манзар Алекберова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять — Научились мы считать!»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ “Детский сад №38 “ г. Владивосток
Выполнила: Алекберова М. М
«РАЗ,ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ –
НАУЧИЛИСЬ МЫ СЧИТАТЬ!»
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.
- закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Раз, два, три, четыре, пять — Научились мы считать!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Обучающие: закрепить пространственные представления; совершенствовать навыки счёта в пределах 10; закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в прямом и обратном счете; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого; совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже. обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов; Развивающие: развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к математике. Использование современных педагогических технологий:
здоровье сберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровые технологии.
Оборудование: картинки из цветной бумаги – (можно вырезать из картона,).; игра мозаика,мяч;, набор маленьких резинок для творчества; карточки с цифрами (числовые веера); наборы геометрических плоскостных фигур, альбомные листы по количеству детей.
План занятия.
1. Приветствие
2. Д/и «Соседи»
3. Подвижная игра. Весёлые прыжки.
4. Д/и «Считай, не ошибись!»,» Часть и целое»
5. Физминутка
6. Игры. Составление задачи.
7. Массажная пауза. Мяч.
8. Логические задачи.
9. Пальчиковая гимнастика. Воробьи.
10. Геометрические фигуры. Образ фигур в предметах.
11. Прощание.
ВСТУПЛЕНИЕ
Воспитатель приветствует детей
Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Снова мы играть начнем
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель обращает внимание детей на доску.
Сегодня мы очерёдность заданий будем определять с помощью «Волшебного круга» Когда круг нам покажет цвет, то мы берём конверт такого же цвета и читаем задание.
«СОСЕДИ»
Цель: закрепить пространственные представления.
Описание игры:
Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры.
Ребята, если вы вдруг ошибаетесь, то герой возвращается на то место, от куда вы его взяли.
Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре.
Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки.
Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки.
Пятачок - слева от Незнайки.
Знайка – справа от Незнайки.
Буратино – под Знайкой.
Гена – слева от Винни Пуха.
Карлсон – справа от Красной Шапочки.
Чебурашка – над Пятачком.
Спросить у детей, как ещё можно сказать местонахождения друзей.
Подвижная игра. «Весёлые прыжки».
Дети становятся в круг. Раз, два — стоит ракета. (Руки вверх, сомкнуты над головой) Три, четыре — самолёт. (Руки в стороны) Раз, два — хлопок в ладоши, (прыжки на одной и двух ногах.) А потом на каждый счёт. Раз, два, три, четыре — Руки выше, плечи шире. (Руки вверх и в стороны) Раз, два, три, четыре — И на месте походили. (Ходьба на месте.)
«СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!»
Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.
Оборудование: мяч.
Описание игры:
Педагог объясняет детям в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем педагог бросает мяч, называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие.
«ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ»
Цель: развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Материал: мозаика, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Воспитатель предлагает детям выложить на полю большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
«ФИЗМИНУТКА»
Под музыку дети танцуют, как только музыка перестаёт звучать, дети замирают. А педагог предлагает кому-нибудь сказать имя соседа стоящего справа (слева, сзади, спереди). Движения повторяют несколько (по количеству детей).
«ПОКАЖИ ЦИФРУ, НАЗОВИ ЧИСЛО»
Цель: закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание.
Оборудование: доска, карточки с цифрами (числовые веера).
Ход: на доске картинка с кубиками. Педагог показывает картинку. Дети должны поднять цифру соответствующую картинке (кол-ву предметов, изображённых на картинке) и назвать число.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.
Составление задачи. Педагог помогает детям придумать задачу: 1. У Кати было 5 шариков. Один шарик лопнул. Сколько шариков осталось у Кати? -Сколько шариков было? -Сколько лопнул? -Сколько осталось? 2. У Максима было 2 машинки. На день рождение ему подарили ещё 3 машинки. сколько всего машинок стало у Максима?
Массажная пауза. Мяч.
По мячу ладошкой бьём, (стучим по мячику сначала левой, затем правой ладошками)
Дружно, весело вдвоём.
Мячик - мячик, мой дружок (берём в руки мяч и стучим сначала одной рукой, затем другой)
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём, (стучим по мячику сначала левой, затем правой ладошками) Дружно, весело вдвоём.
Мяч бросаю и ловлю (чуть-чуть подбрасываем мяч вверх и ловим его)
Я с мячом играть люблю.
Мячик, мамочка, не прячь (прячем мячик за спину)
Мне бросай обратно мяч (достаем мяч из-за спины)
Мяч бросаю и ловлю (чуть-чуть подбрасываем мяч вверх и ловим его)
Я с мячом играть люблю
«СТОЛБИКИ»
Цель: совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.
Материал: мозаика, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры: Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т. д. Логическиезадачи 1. Задача с карандашами
Выбери подходящий карандаш с соблюдением следующих условий: не синий и не жёлтый, не самый длинный и не самый короткий. Ответ: Зелёный карандаш. 2 .Слон меньше мишки,а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех? ответ :слон Пальчиковая гимнастика. "Воробей" Воробей--- (окрестить кисти) живет --- (взмахи скрещенными кистями) под крышей, --- (руки домиком) В тёплой норке --- (ладони гнёздышком) домик --- (руки домиком) мыши ---(ушки Мыши)
Геометрические фигуры. Образ фигур в предметах.
1. Изобрази в ряд геометрические формы предмета, которые я назову.
(Раздаточный материал на каждого ребенка)
В: Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.
Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка.
- Рита, посчитай сколько всего геометрических фигур, у тебя получилось?
(1,2,3,4,5,6 - У меня получилось всего 6 геометрических фигур)
Молодец!
-Маша, какая фигура изображена первой? (Первая по счету фигура – круг) Почему? (Потому,что тарелка круглой формы).Молодец!
-Матвей, какая фигура изображена третьей? (Третья по счету фигура –треугольник) Почему?
(Потому, что косынка треугольной формы). Молодец!
-Арсений, какая фигура изображена между третьей и пятой? (Между третьей и пятой расположен круг) Почему? (Потому, что апельсин круглой формы). Молодец!
-Даниил, какая фигура изображена перед третьей? (Перед третьей фигурой – прямоугольник). Почему (Потому, что книга прямоугольной формы.) Молодец!
-Никита, какие фигуры не назвали? (Мы не назвали две фигуры – овал и квадрат) Молодец!
Ребята, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг.
-Маша, какие геометрические фигуры нужно убрать? (Прямоугольник и квадрат). Молодец!
-Тимофей, как ты считаешь, чем похожи квадрат и прямоугольник?
(У них 4 стороны и 4 угла). Молодец!
-Катя, как ты считаешь, чем отличаются квадрат и прямоугольник? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие) Молодец!
Итог: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями? (потому, что мы дружно работали.) Ребята, вы знаете числа, умеете решать задачи, знаете геометрические фигуры. Я благодарю вас за активное участие.